14 января 2010, Евгения ТИРДАТОВА, член Европейской киноакадемии

В гостях у Вендерса

Ежегодная декабрьская церемония вручения призов Европейской киноакадемии, самого мощного объединения кинематографических сил Европы, которая когда-то называлась «Феликсом», потом европейским «Оскаром», – одно из самых престижных событий киногода. Где

Рур, метрополис, расположенный на севере Германии, куда входят такие города, как Эссен, где состоялась Генеральная ассамблея академии, и Бохус, где на следующий день проходила 22-я торжественная церемония вручения призов Европейской киноакадемии, объявлен культурной столицей 2010 года. В этом индустриальном районе находится огромное количество театров, кинотеатров, музеев, выставок.

В гостях у Вендерса.jpgНынешняя церемония примечательна тем, что проходила она на родине Вима Вендерса. На ассамблею (общее собрание киноакадемиков) он примчался, чуть опоздав и пожаловавшись на чудовищные пробки. (Мне, жителю Москвы, где Интернет каждый день после пяти мудро советует лучше ездить на метро, понятие «пробка» в этом прелестном, полупустом, нарядном предрождественском городке показалось довольно странным.) Тем не менее Вендерс посетовал, что во времена его детства – здесь будущий великий режиссер ходил в начальную школу и в первый в его жизни и самый любимый кинотеатр «Глория» – ничего подобного не было.

В день церемонии группа любознательных киноакадемиков поднялась вверх по 118 ступенькам гигантского памятника угледобыче и углеобработке Цехе Цолльверейн, чтобы обозреть красоты индустриального пейзажа Рура. Последняя шахта в этом районе была закрыта в 1986 году. На ее месте сооружен выставочный комплекс, ко-торый посещают туристы и где устраиваются различные шоу, праздники, концерты. Как раз во время нашей экскурсии шла подготовка к свадьбе местного политика. Экскурсовод, чей дедушка был шахтером, сообщил много подробностей из жизни немецких углекопов, чем особенно живо интересовался классик соцреализма, певец мирового пролетариата, английский режиссер Кен Лоуч.

Основная конкурентная борьба за главные призы Европейской киноакадемии развернулась между фильмами «Белая лента» австрийца Михаэля Ханеке и «Пророк» француза Жака Одияра. Первый раунд этой борьбы закончился на Каннском фестивале победой «Ленты»: она получила «Золотую пальмовую ветвь», а «Пророк» – второй по значению Гран-при.

На этот раз «Пророк» уступил «Белой ленте» еще больше. Все главные европейские призы – за лучший фильм, за лучшую режиссуру, за лучший сценарий – завоевал Михаэль Ханеке. Картине Одияра (надо заметить, режиссер очень волновался в момент объявления призеров, в отличие от уверенного в себе Ханеке) достались два приза. Французский актер арабского происхождения Тахар Рахим получил приз за лучшую мужскую роль – роль парня, который по молодости и горячности попадает в тюрьму, откуда, закалившись в тюремных боях не на жизнь, а на смерть, выходит сильным и жестоким новым крестным отцом. Вторая награда «Пророку» – за звуковой дизайн. Но – борьба между «Лентой» и «Пророком» продолжается. С европейского поля она переходит на американское. Обе картины выиграли номинации на «Золотой глобус» и вошли в шорт-лист «Оскара». Иностранная пресса Голливуда («Золотой глобус») и американские киноакадемики («Оскар») вполне могут отдать предпочтение тюремной драме Одияра с ее мощной энергетикой, активным действием и более понятным для американцев сюжетом, нежели многослойной истории Ханеке из жизни европейского захолустья начала прошлого века с ее предчувствиями будущих катаклизмов.

Немногочисленные русские, присутствовавшие на 22-й церемонии вручения призов Европейской киноакадемии, с напряженным вниманием следили за сюжетом, разворачивающимся на «операторском поле». В числе номинантов были наши операторы Алишер Хамидходжаев и Максим Дроздов («Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего), до этого уже получившие приз в Венеции. К сожалению, на этот раз их обошел маститый Энтони Дод Мэнтл, номинировавшийся за две работы – в скандальном «Антихристе» Ларса фон Триера и в оскаровском лауреате прошлого года «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла. Оба фильма, естественно, были больше, чем наш, «на виду», а Дод Мэнтл, работавший с режиссерами датской «Догмы», уже был и номинантом, и лауреатом Европейской киноакадемии.

Приз за лучшую женскую роль достался англичанке Кейт Уинслет – за роль в «Чтеце» Стивена Долдри. Работа, безусловно, заметная, но в этой номинации был как никогда сильный выбор. И очень хотелось бы, чтобы приз получила дебю-тантка Кэти Джервис, темпераментная, яростная, непокорная тинейджерка из английского «Аквариума» Андреа Арнольд, и удивительная Йоланда Моро, сыгравшая во французском фильме «Серафина» туповатую малограмотную служанку, от природы наделенную гениальным даром художника. Ну и, конечно, Шарлотта Гейнсбур, чья работа в «Антихристе» Триера находится, кажется, уже за пределами актерских и человеческих возможностей.

Открытием года была названа румынская картина «Каталин Варга» Питера Стриклэнда о женщине, которая мстит своим обидчикам за поруганную честь.

Призы за вклад в киноискусство получили актриса Изабель Юппер и режиссер Кен Лоуч.

В следующий раз (церемония по традиции проводится через год в Германии, основном организаторе киноакадемии, где находится ее штаб-квартира, через год – в одной из европейских столиц) киноакадемию принимает у себя столица Эстонии. Таллин уже начал готовиться к этому очень престижному мероприятию, которое, видимо, совпадет с кинофестивалем «Темные ночи».

Источник: 14 – 20 января 2010 №01 (10295)

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.