11 февраля 2010, Наталья ВЕРСТОВА

Под небом Кенозерья

Выставками икон сегодня нас не удивить. Однако экспозиция, открывшаяся во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря «Небеса ручной работы», на которой представлены расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского зап

0fb412da.JPGВот памятный огромный деревянный крест. Он называется поклонным и устанавливался на краю деревни, на дорогах и даже в безлюдных местах как напоминание, что человек никогда не бывает одинок. Рядом полотенца с вышивкой на концах. Их называют заветы и вешали на крест, чтобы избавиться от болезней. В самом этом обряде есть что-то языческое. Однако для Кенозерья характерно мирное сосуществование отголосков язычества и православия. До сих пор местные жители вышивают рушники, чтобы в тяжелый час попросить защиты у поклонного креста, этого пограничного столба между миром мертвых и живых.

А вот иконы апостолов из часовни Рождества Богоматери деревни Тамбич-Лахта. Их головы несколько великоваты и несоразмерны с телом. Но их жесты раскрыты, они словно готовы принять с лаской и любовью всех, кто к ним идет. На иконах из Свято-Троицкой церкви у апостолов Павла и Матфея большие, натруженные ноги. Да и сами они очень похожи на крестьян, возможно, на тех самых, которые молились в этих часовнях.

Храмы и часовни в Кенозерье были небольшие и деревянные. Иногда настолько маленькие, что находиться там мог один человек. Поскольку эта территория была труднодоступна, то священников не хватало и нередко вместо них службу в часовнях вели крестьяне. Много икон в церквах поместиться не могло. Алтарь в привычном его значении отсутствовал. В лучшем случае, два ряда икон. Но все это не смущало людей. Человек шел туда не ради сверкающего золотом убранства и пышной церемонии, а чтобы поговорить с Богом. В тесной, скромной, пахнущей деревом часовне он поднимал глаза и видел «небо», населенное высшими силами. Так называют на Севере расписные потолки храмов.

Никогда раньше их не вывозили в Москву, за исключением отдельных элементов. Сейчас удалось выставить два цельных «неба». Устроители экспозиции вынесли их в отдельное помещение и подвесили, как шатры. Под них можно встать, и тогда возникает невероятное ощущение проникновения в заповедные сферы. Там есть солнце с лучами, звезды, а святые порой стоят на облаках, которые напоминают лужайки.

«Небо» из Никольской часовни деревни Усть-Поча – один из центральных экспонатов выставки. Реставраторам удалось обнаружить подпись его автора, что является редчайшим случаем. Живописцы не оставляли имен на такого рода работах. Однако Федор Захаров Иок не удержался от этого, видимо, в силу своего возраста, о котором тоже поставил в известность потомков. А было ему в 1881 году на момент создания «неба» всего лишь 17 лет. На потолке изображены сцены из жития Николая-угодника. Художнику не всегда удаются пропорции фигур, выбранные краски кажутся чересчур интенсивными. Однако трогательная наивность, искренность его письма с лихвой искупают недостаток профессионализма.

Ученые смогли узнать о судьбе этого человека. Он был настоящим самородком. Федор родился в деревне, по национальности был евреем. С малых лет он полюбил иконопись и стал самостоятельно ее осваивать. И тогда его отец, местный лесничий, чтобы дать сыну возможность стать иконописцем, принял православие, а с ним фамилию Захаров. Впоследствии Федор стал востребованным живописцем. На его первом «небе» есть архангел, принципы изображения которого он впоследствии будет использовать и в других своих работах. Архангел написан так, что, кажется, сейчас сделает шаг и спустится с небес прямо к тебе, выслушает, пожалеет, даст совет…

Таким простосердечным видели горний мир кенозерские живописцы. Возможно, чистота помыслов этих деревенских художников сыграла не последнюю роль в том, что сейчас мы можем любоваться тем же «небом» из Никольской часовни.

Дело в том, что реставрировано оно, в общем-то, случайно. Сначала в рамках программы «Первая публикация», которая осуществляется в рамках Благотворительного фонда В. Потанина, этой структурой совместно с Национальным парком «Кенозерский» был реализован проект «Небеса и окрестности Кенозерья», нацеленный на сохранение памятников древнего зодчества. Он включил подготовку и издание книги-альбома, реставрационные работы и съемку фильма. Реставрация Усть-Почаевского «неба» в эту программу не входила. Однако когда участники проекта увидели, в каком ужасающем состоянии оно находится, что еще немного, и его древесина просто превратится в труху, они решили спасти памятник. «Реставрация в мастерской ВХНРЦ им. Грабаря стала возможной благодаря тому, что эта работа была включена в Федеральную программу «Культура России», и главное, при поддержке Гуманитарного проекта Ивана Полякова», – говорит руководитель программы «Первая публикация» Ирина Остаркова.

Почти три года продолжались работы. Теперь после вернисажа в Москве «небо» будет возвращено на место своего исконного проживания, то есть в Никольскую часовню деревни Усть-Поча.

«Кенозерский национальный парк – это уникальное место, – говорит Иван Поляков. – Это музей под открытым небом, где люди живут, ходят на работу, отдыхают… Возвращение произведений искусства в естественную инфраструктуру – это закономерное решение, потому что феномен православного искусства неотделим от быта людей, ландшафта…»

Надо сказать, не все музейное сообщество, да и общественность, по понятным причинам, разделяют такую позицию. Однако сотрудники Кенозерского парка считают, что памятники культуры и искусства, если есть возможность, надо не хранить в музейных собраниях, а возвращать их в жизнь. Если в деревне проживает хоть один человек, который готов стать хранителем часовни, то все ее убранство остается на своем месте, так и предметы, которые взяты на реставрацию, после проведения работ вернутся в родной дом.

Безусловно, это позволяет не просто сохранить памятники, а дать людям возможность оказаться как бы внутри истории и культуры, понять ее, принять, полюбить. Однако решить эту проблему комплексно без участия государства невозможно. Между тем его позицию лучше всего иллюстрирует такой факт… «Во время работы над проектом мы сняли часовой материал об уникальном памятнике в Кенозерье, работе реставраторов. А для регионального телевидения сделали версию ленты на 26 минут. Но на местном ГТРК нам дали всего 15 минут, выразив тем самым отношение к процессу», – сказала член ОП, руководитель Благотворительного фонда Владимира Потанина Лариса Зелькова.

Остается добавить, что весь проект по Кенозерью потребовал около 10 миллионов рублей. Кстати, в этом году на сохранение памятников деревянного зодчества государство выделило 40 миллионов рублей.

Источник: Наталья ВЕРСТОВА Темы: Общественная палата

Экономика СМИ узнали об угрозе закрытия нескольких сахарных заводов в России СМИ узнали об угрозе закрытия нескольких сахарных заводов в России

В сельскохозяйственном сезоне 2020-2021 годов не смогут работать сахарные заводы, чьи суммарные мощности превышают 150 тысяч тонн. Об этом газете "Ведомости" рассказал глава Союза сахаропроизводителей Андрей Бодин.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура Антон Мегердичев снимает "Сердце пармы" Антон Мегердичев снимает "Сердце пармы"

Режиссёр Антон Мегердичев, известный своими постановками "Метро" и "Движение вверх", в Пермском крае завершил съёмки полнометражного фильма "Сердце пармы".