18 февраля 2010, Антонина КРЮКОВА

Пожиратели снов

На минувшей неделе лидером кинопоказа наверняка мог бы стать фильм Эмира Кустурицы «Аризонская мечта» с Джонни Деппом и Фэй Данауэй в главных ролях. Награжденная в 1993 году «Серебряным медведем» Берлинского фестиваля, картина примечательна еще и тем

Poziratelisnov.JPGОно и немудрено: ночь за окном уже готовилась уступить место рассвету, а стрелки часов перевалили за цифру «3». Как раз то время, когда все нормальные люди должны были погрузиться в глубокий сон, под волшебные звуки саундтрека. Разумеется, фильм Кустурицы не попал в топ-двадцатку, а расположился на какой-то предпоследней позиции, поскольку посмотрело его минимальное количество отважных полуночников – то ли страстных ценителей авторского кинематографа, то ли просто страдающих бессонницей. А между тем сложной для восприятия «Аризонскую мечту» не назовешь, особой художественной подготовки здесь не требуется. История о романтической любви молодого героя Джонни Деппа к зрелой вдовушке и ее юной падчерице смотрится легко, без каких-либо умственных усилий и эмоционального напряжения, хотя, конечно, не сводится только к отношениям между персонажами. Но даже этот поверхностный слой картины мог бы привлечь широкую аудиторию, тем более что и режиссер, и снявшиеся в ней актеры известны нашему зрителю.

Не поставив фильм в прайм-тайм и отодвинув его далеко за полночь, Первый канал, на котором он демонстрировался, лишил зрителей возможности увидеть интересную картину. Что достойно сожаления, ибо массовому зрителю не мешало бы иногда смотреть качественное кино, воспитывающее хороший вкус и заставляющее шевелить извилинами. Пока же это только мечты, мечты... ведь в пресловутом прайм-тайме на Первом шел очередной душераздирающий сериал «Вербное воскресенье», рассчитанный на невзыскательную аудиторию, все эти охи и ахи скучающих домохозяек, всегда готовых посочувствовать несчастной героине и осудить жестокого насильника.

Понятно, что общедоступные телеканалы, в том числе государственные, ориентированы на максимальную прибыль, которую они получают от рекламодателей, и логику тех, кто заправляет на ТВ процессом извлечения денег из рекламы: чем больше народа соберется у экранов, тем выше дивиденды. Поэтому чем проще сериал или фильм, тем привлекательнее он для массового зрителя, которого почему-то принято считать малообразованным, нетребовательным и вообще туповатым. Но тут же возникает другой вопрос: как он будет становиться другим, если изо дня в день телевидение неизменно предлагает ему бесконечную жвачку, состоящую из однотипных сериалов или беспомощных мелодрам, погружающих его в убогую жизнь каких-то безликих существ, не способных ни мыслить, ни чувствовать. Откуда он сможет узнать о фильмах, ставших классикой мирового кинематографа, если даже в Москве нет ни одного кинотеатра, где их можно было бы смотреть.

Правда, нельзя сказать, что телевидение совсем не проявляет заботу о тех зрителях, у которых низкопробное кино не вызывает ни малейшего интереса. Но им не позавидуешь: чтобы посмотреть хороший фильм, приходится жертвовать сном, потому что, как правило, начинается он в полночь, а заканчивается ближе к утру. Политика телеканалов, связанная с кинопоказом, сомнительна еще и в том смысле, что отсекает часть аудитории, не выдерживающей такого беспощадного режима и вынужденной отказываться от позднего просмотра кино в силу естественной потребности в сне.

По-моему, было бы вполне оправданно задвигать на глубоко ночное время картины определенной категории – откровенно эротические, непристойные… Но чем, скажите, провинились «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, «Выпускник» Майка Николса или «Полуночный экспресс» Алана Паркера?.. И это при том, что в тех же сериалах, когда еще малые дети сидят у телевизора, количество постельных эпизодов, а также сцен насилия и жестокости превосходит все разумные пределы.

О недальновидности «регулировщиков» кинопоказа на телевидении, лишивших широкую аудиторию «Аризонской мечты», говорит еще один пример – «Сияние» Стенли Кубрика, в начале февраля прошедшее по каналу «Россия-1». Этот фильм, снятый в жанре триллера (как известно, одном из самых нескучных и весьма популярных), поставили на 3 часа ночи. Ну а завершился он, когда дворники вовсю орудовали лопатами и метлами, чтобы поклонники Джека Николсона не поломали себе ноги на заснеженных улицах, спеша на работу с красными от бессонницы глазами. Непонятно, почему картина, выигрышная во всех смыслах: возбуждающая, пугающая, экстатическая – а это то, что особенно любит зритель, досталась лишь истинным ценителям творчества Кубрика. Вряд ли стоит надеяться, что среди них оказались производители зубной пасты или пива, размещающие свою рекламу на ТВ и, как показывает практика, ничего не понимающие в хорошем кино, иначе мы могли бы смотреть его не глубокой ночью, а гораздо раньше, не жертвуя при этом своим здоровьем.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.