4 марта 2010, Геннадий МИХЕЕВ

Нестираемая грань

Проблемы сельской школы известны: нехватка учителей, протекающие крыши и негреющие печи, вечное безденежье. Главная из этих проблем, конечно, учителя. Все начинается с них – с тех, кто сеет разумное, доброе, вечное.

Только трое из четырех сельских педагогов имеют высшее образование, около 7% вообще не имеют специального Nestiraenajagran.JPGобразования. Если учитель не обладает подготовкой, соответствующей требованиям дня, если задавлен бытовыми неудобствами – вряд ли можно надеяться на то, что его усилия увенчаются успехом. Если же он профессионально подкован и внутренне свободен – ничто не помешает ему воспитать прекрасных учеников. Это доказывают учителя деревни Перелучи Новгородской области.

 

Свет в окошке

Дети в Перелучской школе проводят практически все свое время, даже летом. Свет в школе гаснет только после десяти вечера. Последним, почти всегда, запирая парадную дверь, уходит учитель физики Валентин Алексеевич Иванов. Когда-то ему присвоили звание «Народный учитель СССР», но Валентин Алексеевич с высоты своей мудрости смотрит на всякие регалии иронично, говоря, что «ни страны такой теперь нет, ни народа»: он просто всю свою жизнь учит детей и получает от этого удовольствие. Жизнь его до такой степени принадлежит школе, что Валентин Алексеевич не обзавелся семьей. С другой стороны, школа для него – это и есть семья.

Поскольку Валентин Алексеевич – коренной перелучанин, смотрит он на происходящее в деревне с особой пристальностью:

– Бог мой, сколько здесь когда-то было людей, малышни! Во времена кампании по «подъему Нечерноземья» сюда приехало много народу. Но в лихие 90-е они же первыми и сбежали.

– Из-за развала?

– Нет, причина глубже. Людей отучили работать. Это все последствия колхозного уклада жизни. В такой системе – с «палочками» за трудодни или с нищенской зарплатой – человек, если только представится возможность, украдет, если повод подвернется – отлынет. Через это прошло три поколения! Есть и другая причина: на такой земле, как у нас, хорошему хозяину трудно без помощи извне развернуться. Наш край, чтобы он расцветал, несельскохозяйственным должен быть.

– Вот молодежь и мечтает удрать в город...

– Это не мечта – жизненная необходимость. Но все еще может и поменяться. Пока и в городе, и в деревне получить бесплатное высшее образование практически невозможно, но городские зарплаты годятся к тому, чтобы платить за учебу, деревенские – нет. Если разрыв исчезнет – разница между городом и селом, хотя бы в образовании, рано или поздно сотрется.

 

Компьютеры с берестой

Что касается среднего образования, то, по убеждению Валентина Алексеевича, оно в его деревне не хуже, чем в областном центре. Разница сохраняется в другом:

– Сельская школа лучше в духовном отношении. Здесь у ребят иные взгляды на жизнь. Городские более практичны, циничны; деревенские ребята – скромнее: они не будут выбивать у младшего «рубль на мороженое», они более отзывчивые, чуткие. Но школа характер вырабатывает в меньшей степени – важнее семья, окружение. И еще наши ребята ближе к природе.

– Но что это дает?

– Общение с природой делает человека мягче. Природа воспитывает человека. И мы это преимущество стараемся всячески использовать.

Кроме физики Валентин Алексеевич учит детей... плетению из бересты. Называет он это «моделирование»; корзинки, которые плетут ребята, продаются, и на вырученные деньги приобретаются компьютерные диски с играми и программами. Заправляет компьютерными делами все тот же Валентин Алексеевич, причем, кроме нового «железа», он добился того, чтобы в школе работал качественный Интернет. И это, по мнению Иванова, еще один признак того, что разница между сельской и городской школами стирается.

Вопрос о разнице в качестве городского и деревенского образования Валентина Алексеевича оскорбляет:

– Отсюда в самом деле иногда уезжают умные семьи с умненькими детьми – это их выбор, но и те, кто остается, нередко поступают в вузы. Умными людьми мы пока не оскудели и шерстью не обросли. В этом году собираются штурмовать институты почти половина выпускников. С теми, кто решается получать образование дальше, мы работаем плотно. Они ко мне вечерами приходят, и мы решаем всевозможные задачи, в том числе – скачанные из Интернета. В городе это называется «репетиторством», там такие услуги стоят бешеных денег. Мы же здесь с ребятами работаем бесплатно. Наверное, мы по-старому воспитаны...

 

Голь на выдумки хитра

Должен ли школьный учитель держать в своем хозяйстве скотину? В семье Коньковых пятеро сыновей, и скотины они еще в недавнее время держали много – такую ораву на государственную зарплату было не прокормить даже в светлые для деревни времена.

Иван Степанович Коньков когда-то был директором здешнего совхоза. Теперь он – школьный учитель физкультуры. В начале 90-х почувствовал Иван Степанович, что грядет нечто новое, непонятное и тревожное, и решил ввести хозрасчет, чтобы люди учились отвечать каждый за свое дело рублем. Кончилось тем, что коллектив не понял директора, на собрании люди стали роптать, и он «психанул», написал заявление об уходе. Пошел работать учителем труда, потом – физкультуры. Следом из совхоза, с должности агронома, ушла и жена Ивана Степановича, Анна Александровна – теперь она работает в школе техничкой.

Параллельно Иван Степанович поддерживает на ходу и водит единственное школьное транспортное средство – Иж-«каблучок», который таскается по дорогам еще со времен Брежнева. О такой роскоши, как школьный автобус, здесь даже не мечтают.

В должности учителя физкультуры Коньков нашел себя. Во всяком случае, юные спортсмены из Перелучей славятся: побеждают на районных и областных соревнованиях по лыжным гонкам, легкой атлетике и лапте.

Для занятий спортом главное, утверждает Коньков, – инвентарь. На одни только теннисные шарики Перелучской школе приходится тратить ежегодно 800 рублей. На более дорогие вещи денег не хватает, поэтому все подвергается ремонту. Если ломается лыжа – из двух сломанных собирается одна. Прохудившиеся лыжные ботинки дети зашивают сами, а Иван Степанович приклеивает оторванные подошвы. Биты для лапты школьники тоже вытачивают самостоятельно – да так, что их качеству на соревнованиях дивятся видные специалисты. «Голь на выдумки хитра», – грустно усмехается Коньков.

 

Учительский хлев

Ну а теперь – об учительском быте. Еще относительно недавно Коньковы держали двух коров, теперь – только поросят и теленка. Всякую живность, в том числе поросят и телят, держат почти все здешние учителя. Зазорным приравнивание сельской интеллигенции к крестьянам в Перелучах не считается: не хочешь загнуться с голоду – держи усадебное хозяйство, вкалывай на огороде! Все здесь помнят времена, когда бюджетникам задерживали зарплаты на полгода – учителя месяцами не получали зарплаты и продолжали работать – и никто не даст гарантии, что это не повторится. Поэтому здешние педагоги – за «учительское подворье». Беда в другом: перелучские преподаватели стареют, их средний возраст – около 50 лет, некоторые уже физически не в состоянии ухаживать за скотиной.

«Одна из ключевых проблем сегодня – социальный статус учителя, – рассуждает Коньков. – Когда-то в деревне вроде Перелучей и даже в райцентре наподобие города Боровичи, который от нас в 50 километрах, доктор, врач, учитель были самыми уважаемыми людьми. За 25 лет учительства давали орден Ленина. Сегодня ситуация иная, и ее надо кардинально менять. Учитель должен превратиться из аутсайдера социума в представителя среднего класса, а его заработок, по крайней мере, должен догнать среднюю зарплату в экономической сфере регионов». Трудно с этим не согласиться. Хотя зарплата, как убеждает опыт той же Перелучской школы, конечно же, в жизни учителя не самое главное. Но если оставить все как есть, сельская школа умрет – от разрухи и от того, что в ней просто некого будет учить. Следом умрет и поселение, где школа находилась. Родители все равно покинут место, где у их детей нет шансов получить «равное и доступное образование».


В мире Власти Испании направят в Мадрид военных для борьбы с коронавирусом Власти Испании направят в Мадрид военных для борьбы с коронавирусом

Испанских военных задействуют в борьбе с эпидемией коронавируса в сообществе Мадрид, сообщили премьер-министр страны Педро Санчес и глава регионального правительства Исабель Диас Аюсо после встречи по вопросу о совместных шагах при ухудшении эпидемиологической обстановки.

Экономика "Если честно…": Греф открыто высказался о повышении налогов "Если честно…": Греф открыто высказался о повышении налогов

Председатель правления "Сбербанка России" Герман Греф высказался против повышения налогов в России, таким образом экономического роста не выйдет.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ

На состоявшейся пресс-конференции с участием программного директора ММКФ кинокритика Кирилла Разлогова, директора по связям с общественностью фестиваля Петра Шепотинника, куратора программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино Григория Либергала и генерального директора ММКФ Натальи Сёминой объявили состав жюри основного конкурса и короткого метра, а также назвали полный список фильмов, представленных в основном конкурсе и конкурсе документального кино.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.