4 марта 2010, Илья МЕДОВОЙ

Школа как драма идей

Большое видится на расстоянии. Так и с личностью незаурядного мыслителя и литератора Евгения Сабурова, ушедшего из жизни в прошлом году. На днях в Москве прошли научные чтения, носящие его имя.

Евгений Федорович Сабуров был мастером «объять необъятное» и ярко проявил себя во многих сферах – экономической и педагогической науке, политике и поэзии. Не случайно на Сабуровских чтениях, которые прошли в нескольких научных учреждениях Москвы – Федеральном институте развития образования, Высшей школе экономики, фонде «Институт экономики города», – разговор об открывающихся перед обществом благодаря его идеям возможностях шел в разных категориях: социальных, художественных, экономических, педагогических. Обсуждались приоритетные направления государственной политики в социальной сфере; стратегия социокультурной модернизации; качество человеческого капитала в российской экономике; развитие институтов гражданского общества и многое другое.

Заместитель директора Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников посвятил выступление проблеме, всегда находившейся в центре внимания Евгения Сабурова, – растрате человеческого капитала в России из-за недостаточного или избыточного образования, рассказал, где главные «прорехи» и возможно ли их залатать. Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов напомнил, что Евгений Сабуров рассматривал экономику как науку о благах, потребностях, мотивах, о различных интересах. И главным двигателем в этом смысле считал образование.

Сабуров был убежден, что процесс обучения в школе делают неэффективным устаревшие педагогические технологии. На детей обрушивают массу сведений, которые вряд ли помогут в жизни. Ситуация коренным образом изменится лишь в том случае, если использовать новые методики и образовательные технологии, направленные на то, чтобы учить учиться. Это, прежде всего, игровое образование, которое принципиально отличается от пришедшей к нам из глубины веков классно-урочной системы и включает решение всевозможных задач, игровое, поэтическое творчество. Объяснение теории дети воспринимают плохо. Зато хорошо воспринимают всяческие задачи и удовольствие, полученное от их решения. 

В этом смысле интересно было послушать выступление на чтениях одного из талантливых организаторов педагогического процесса, директора столичного Центра образования №1811 «Измайлово» Александра Рывкина, которого связывали с Сабуровым двадцатилетняя дружба и сотрудничество. Александр Рывкин рассказал, как вместе с Сабуровым разработал новую технологию под названием «игровые образовательные сессии», ставшую частью учебного процесса в Центре «Измайлово». Сабуров понимал игру как умение ставить осмысленные задачи в разных ситуациях и стремление к достижению успеха в решении любой задачи. Рассказал директор Центра и о том, как учителя и школьники занимались чтением и обсуждением литературных текстов. Сабуров, сравнивавший процесс понимания текста с добычей полезных ископаемых, много сделал для того, чтобы педагоги и дети получили представление об истинных ценностях литературы начала ХХ века.

Научившись глубокому прочтению книг  Михаила Кузьмина, Леонида Добычина или Андрея Белого, выпускники из Центра образования «Измайлово» могут без труда прочесть Фридмена и фон Хайека, оперировать категориями современных экономистов.

Благодаря идеям Сабурова и усилиям педагогов-подвижников рождается новая модель образования, отвечающая вызовам современности. Но закономерно возникает вопрос: когда такая модель станет фундаментом концепции российской школы? На этот вопрос Сабуров обычно отвечал словами Европейской хартии: если в образовании есть проблемы, это не проблемы образования, а проблемы общества в целом.

Общество обязано сформулировать социальный заказ. Дети, которые сегодня учатся в школе из-под палки, должны учиться эффективно и с наслаждением. Такова задача, поставленная экономикой нашей страны, логикой нашего развития. Иначе, считал Сабуров, мы просто исчезнем.

Темы: Сабуров


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.