3 июня 2010, Геннадий МИХЕЕВ Белгородская область

Простые истины

Мы все растем с мечтами. Поначалу – с самыми отвлеченными: многие хотят осчастливить все человечество. Ссыхается шагреневая кожа жизни – и глобальные мечтания вытесняют скромные жизненные потребности. Ты вливаешься в серую массу, уныло потребляющую п

Он директор и одновременно преподает любимый предмет историю. А супруга его Галина Леонтьевна преподает в той же школе русский и литературу. И сын Юрий тоже в школе работает – руководителем школьной производственной бригады. А то, что школа гремит на всю страну... Чиновники (отставные учителя) ревнуют. Но едва приезжают в Валуйский район Белгородской области гости, везут их в Шелаево – хвалиться.

Одновременно с моим приездом в Шелаевскую школу прибыли туда же две милые женщины из Пенсионного фонда. Они прочитали старшеклассникам лекцию о пенсионной реформе. Ребята притихли – похоже, ничего не поняли. А после перед учениками выступил Василий Савельевич. Рассказал, какая у него, народного учителя СССР с сорокалетним стажем, пенсия. Рассказал о себе, о дедах и бабках своих учеников и о том, в каких случаях благодаря своим трудам человек остается в памяти потомков. А после вывел школьников на улицу – сажать Сад памяти. В тот день в школьном дворе в честь 65-летия Победы старшеклассники посадили 65 яблонь. На маленьком празднике присутствовали все ветераны села. Один из них, Иван Корнеевич Князев на торжественном построении произнес: «С нашего Шелаевского сельсовета призывали 67 человек. А вернулось только пятеро. Я считаю, что каждое дерево – это память о тех мужиках и пацанах... И спасибо вам. А к вам, ребята, только две просьбы: дружите между собой и любите родной край. Все может случиться в мире, а чувство Родины – оно останется...»

...А детям привычно сажать сады – да и вообще в земле копаться. «Ходить по земле и не возделывать ее – безнравственно!» – вот кредо Василия Подерягина. Трудовое воспитание в Шелаеве начинается с детского сада – уже в дошкольном возрасте дети с удовольствием выращивают огородные культуры на миниатюрных грядках. «Земля любит, чтобы ей кланялись…» Много лет при школе существует ученическая бригада, которую впору назвать целым колхозом. У школы 26 гектаров своей земли, гектар сада. Земли мелиорированы, ухожены. Имеется даже свой пруд и мелиоративная станция. Техника в школьном гараже стоит достойная: четыре трактора, свекловичный комбайн, полный комплект подвесок для выращивания зерновых, технических культур, овощей... В школе питание бесплатное, потому что дети на свой стол продукты выращивают сами. И даже более того: дети – начиная с седьмого класса – в бригаде зарабатывают деньги.

В прошлом году – в особенности из-за того, что школьная бригада достигла лучшей урожайности по свекле (400 центнеров с гектара – больше, чем в передовых колхозах!) – чистая прибыль составила 400 000 рублей. И в среднем дети зарабатывали по 1500 рублей в месяц. А ведь еще при школе действует филиал ПТУ: учащиеся получают здесь профессии механизатора, водителя автомобиля, швеи, повара. Выходя из школы, молодой человек уже имеет профессию, подтвержденную государственным дипломом. И все старшеклассники, как и положено учащимся ПТУ, получают стипендию.

Через бригаду прошло не одно поколение шелаевцев. Василий Подерягин был четвертым по счету ее бригадиром. Сейчас в бригадирах внук Подерягина Максим (сейчас он учится в 11-м классе); и уже сбились со счета, какой он по счету бригадир, возможно, уже пятидесятый.

То, что существует на базе Шелаевской школы, официально именуется Центром образования и культуры (ЦОК). Он объединил среднюю и начальную школы, детский сад и Дом культуры. Структура Центра такова: Малышкина школа (ясли – детский сад), Школа доверия (1–4-й классы), Школа самоутверждения и самоопределения (5–9-й классы), Школа выбора и совершенствования (10–11-й классы), Школа мужества, добра и счастья (18 лет и старше).

В рамках ЦОКа при Шелаевской школе работают филиалы районной ДЮСШ, художественной школы, Дома детского творчества, музыкальной школы. В 20 классах-комплектах и в 45 кружках, секциях, клубах по интересам заняты все 292 шелаевских ученика. На мой взгляд, самая сильная составляющая этого удивительного школьного организма – культура. Один из педагогов дополнительного образования, Нина Михайловна Попова, успевает руководить сразу несколькими фольклорными коллективами: школьным под названием «Родничок», «Надеждой» – для взрослых и «Калинушкой» – для пожилых людей. Еще под ее началом находятся вокальный ансамбль «Не горюй!» и ансамбль ложкарей. На ложках в Шелаеве играют виртуозно! А особенно удивительно наблюдать совместное выступление всех шелаевских ансамблей. Представьте себе: вместе поют и танцуют четыре поколения! Бабушки с дедушками, их дети, дети их детей и внуки их детей...

В высшие учебные заведения поступают 87% выпускников Шелаевской школы. По мнению Подерягина, это не главный показатель, ибо сейчас, если есть деньги, поступить не проблема (хотя большинство подерягинцев поступают на бюджетные места – по конкурсу). Цель у Подерягина совсем другая: школа, в которой бы развивались личности.

Сам он из простой крестьянской семьи, это супруга его – потомственный педагог в пятом поколении. А в учителя Василий Подерягин пошел... из-за любви. Мама у него колхозницей была, отец – рабочим на железной дороге. И Висилий тоже планировал по технической части пойти. Крепко он полюбил девушку из своего села, Галю. Она поехала в институт поступать – и он за ней. По счастью, не поступил – провалился.

Вернулся в Шелаево и работал в школе учителем пения. Почему первую неудачную попытку поступить в институт Василий Савельевич считает счастьем: у него появилось время понаблюдать и поразмышлять. В результате понял: та школа, которая существует, не годится для воспитания человека. Позже, получив множество дипломов и попреподавая разные предметы – историю, немецкий язык, физику, биологию, музыку, он от постановки вопроса (о том, что так учить нельзя) пришел к формированию своей, оригинальной системы обучения.

Подерягин постарался создать школу, в которой учиться – радостно. Прежде всего, уже после трех лет преподавания (одновременно в простой и в вечерней школах) он понял, что не все, что дается в школе, пригодится в жизни. И даже более того: половина знаний, приобретаемых от учителей, вообще в жизни ни разу не пригождается. Получается, школа – как зона строгого режима. Все по звонку, а за незнание следует наказание. Хорошо еще розги отменили...

Люди удивляются: как Подерягин все успевает? Василий Савельевич иногда говорит (прося не передавать жене): «Вообще-то я, когда в школе, отдыхаю. А устаю я дома...» А как может быть иначе, если школа – это и есть большая семья!

Источник: Геннадий МИХЕЕВ Белгородская область Темы: пенсионный фонд

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.