10 июня 2010, Анна ЧУПРИЯН

Исторические рубежи Глазунова

Сегодня народному художнику России, ректору Российской академии живописи, ваяния и зодчества Илье Глазунову исполняется 80 лет. В центральном выставочном зале «Манеж» открыта выставка новых картин мастера.

Istori4eskierybeziGlazynova.JPGПервое, что встречает посетителя на экспозиции новых картин Глазунова, – это огромная черно-белая фотография «Очередь на выставку художника в Манеже. 1986 год». Кривая змейка людской толпы, опоясывающая громадный выставочный центр, сравнима с недавней коллекцией работ Пабло Пикассо в Музее имени Пушкина, привезенной из Парижа. Личных фотографий Глазунова на этой выставке, наверное, столько же, сколько картин. Вот маленький Илья около холста, а рядом – грандиозные по масштабу изображения его родителей Сергея Федоровича и Ольги Константиновны. По соседству – другое фото: двоюродный дед художника, генерал-лейтенант Григорьев в компании с императором Николаем II. Напротив – фотографии уже взрослого живописца с женой и детьми в мастерской, в храме, в Архангельском, и запечатленные моменты с Джиной Лоллобриджидой, Папой Иоанном Павлом II, королем Швеции Карлом XVI.

Много картин посвящено кровавой истории России – «Петроград перед революцией», «Быть войне и гладу», «Князь Игорь», «Легенда о царевиче Дмитрии», «Отречение»… На этот раз несравненно более зловещим вышел царь Иван Грозный на фоне плахи с хищным прищуром орлиных глаз. Среди последних картин есть и новый Блок со своей «Незнакомкой», и автор «Преступления и наказания» в колодце петербургского двора. Кстати, Илья Глазунов – единственный художник, проиллюстрировавший полное собрание сочинений Достоевского. Но, возможно, самое главное, что хотел показать Глазунов в свой юбилейный год, – это масштабное полотно «Раскулачивание», сделанное в том же ключе, что и «Рынок нашей демократии», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В ней боль за Россию, которая почему-то записывает патриота в националисты.

– Мои враги часто говорят, что я «слишком» пафосно выражаю свою любовь к России, – признается художник. – У нас не принято быть патриотом, и пойманному на слове Глазунову приходится оправдываться, говоря о столь же сильной привязанности к Испании, Италии. В этом нет лукавства: имена Веласкеса, Рубенса, Ван Дейка, Тициана и Веронезе стали священными для меня со времен Института живописи, скульптуры и архитектуры. А русские мастера – Иванов, Репин, Васильев, Нестеров, Суриков, Васнецов – научили меня любить Россию и осознавать свою причастность к ее судьбе.

Пятнадцать лет кавалеру «Золотой медали Пикассо» отказывали в праве называться художником, не принимая в Союз. Советская критика организовывала травлю жиописца, называя его мистиком, «не желающим строить коммунизм».

Между тем евангельские сюжеты воплощены Глазуновым с бесспорной мощью. Тот, кто бывал в галерее мастера на Волхонке, наверняка вспомнит картину «Христос и антихрист», которая производит сильный эффект. На одной половине холста – Христос с голубыми глазами, смотрящий с грустной теплотой, на другой – его двойник. Подернутые краснотой глаза, микроскопические капельки крови на лбу – «особые» черты антихриста заметны не сразу и потому пронзают, будто колом.

В преддверии почетного рубежа художник часто вспоминает о самой важной для него работе – в Большом Кремлевском дворце. По эскизам Глазунова воссозданы интерьеры тронного Андреевского и самого большого Георгиевского залов. Впрочем, к светлой ностальгии примешивается и удрученность собственной «ненужностью».

– Я бы никогда не подумал, что буду работать в Кремле. Подобный опыт значителен настолько, что и мечтать о нем было бы нескромно. Сегодня меня распирает от новых идей, но я уже не нужен государству. Это причиняет мне боль и страдание.

Однако сложно поспорить с тем, что в жизни художника остается несоизмеримо больше, чем удовлетворение от суетного признания. Десять дет назад по результатам общественного опроса Глазунов был назван «самым выдающимся художником ХХ века». Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило Золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Король Лаоса наградил Глазунова орденом Вишну, португальский принц – орденом Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств избрали Глазунова своим почетным членом. Редакция присоединяется к поздравлениям большого художника в честь дня его рождения и уверяет: Вы нам нужны!


Политика Китай ввел санкции против ряда американских официальных лиц Китай ввел санкции против ряда американских официальных лиц

Китай принял решение ввести санкции в отношении 11 американских официальных лиц в ответ на санкции по Гонконгу, сообщил в понедельник официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.

В мире В ЛНР заявили о взрыве на позициях украинских силовиков В ЛНР заявили о взрыве на позициях украинских силовиков

Народная милиция самопровозглашенной Луганской народной республики зафиксировала взрыв на позициях ВС Украины у линии соприкосновения в Донбассе, заявил в понедельник на брифинге официальный представитель Народной милиции ЛНР Яков Осадчий.

Экономика Сбербанк РФ выпустит собственный стейблкоин? Сбербанк РФ выпустит собственный стейблкоин?

Вскоре после того, как Владимир Путин подписал закон "О цифровых финансовых активах", Сбербанк сообщил, что рассматривает возможность выпуска собственного стейблкоина.


Культура Коллектив театра "Современник" с приходом Виктора Рыжакова разделился Коллектив театра "Современник" с приходом Виктора Рыжакова разделился

Несмотря на пандемию внутренняя жизнь театров не прекращается и бурлит вопреки здравому смыслу. Заявление об уходе из театра народного артиста России Сергея Гармаша, на котором держался репертуар, произвело эффект разорвавшейся бомбы.