15 июля 2010, Анатолий ШАПОВАЛОВ

Битва вокруг битвы

Грюнвальдская битва, 600-летие которой исполняется в середине июля нынешнего года, как была, так и остается знаковым событием для соседей России. Только у нас победу над Тевтонским орденом, похоже, отмечать не собираются.

c7a29446.JPG15 июля 1410 года объединенные польско-литовско-русско-чешско-татарские силы наголову разгромили крестоносцев Тевтонского ордена, приостановив тем самым продвижение немецких рыцарей на восток. Победа на Грюнвальдском поле была настолько блистательной, что союзники до сих пор спорят, чьи же воины бились отважнее и храбрее. И в этом, как метко заметил литовский историк Эрвардас Гудавичюс, нет ничего удивительного: чем громче слава, тем больший соблазн присвоить лавры победителя.

Литва тоже не прочь «приватизировать» славную победу. Если бы не разразившийся кризис, она сняла бы киноэпопею «Грюнвальд: день железа», на которую планировалось выделить 5 миллионов евро. Однако пришлось затянуть пояс и довольствоваться 20-минутным документальным фильмом, хотя в нем пропагандистский стержень, следовательно, и политическая окраска остаются прежними. А именно: главным творцом победы был не польский король Ягелло, а великий литовский князь Витольд.

Белорусы тоже напоминают: в Белой Руси не было ни одной деревни, ни одного города, которые не послали бы на Грюнвальдское поле своих воинов. В Варшаве намереваются пригласить на юбилей президента Александра Лукашенко. В Чехии отдают должное национальному герою Яну Жижке, умело командовавшему в том сражении полком.

Однако и в делах, и в эмоциях всех опережает, пожалуй, Польша. Дело доходит до скандалов и даже курьезов. Представители правящей «Гражданской платформы» и оппозиционного «Закона и справедливости» Юлия Питера и Рышард Чарнецкий, выступая недавно на местном телевидении, сцепились по поводу того, чьи предки внесли больший вклад в по-

беду над рыцарями и кто на чьей стороне воевал.

Провинция старается не отставать от столицы. Профессор Петр Франашек, директор института истории Ягеллонского университета, призвал отметить славную годовщину не на поле битвы, а в Кракове. По его мнению, справедливость наконец-то должна восторжествовать. Ведь именно из Кракова – старинной столицы Польши – уходили на битву войска короля Ягелло, именно туда доставили боевые трофеи, захваченные у тевтонских рыцарей.

Даже Зелена-Гура, самый западный город страны, включился в перетягивание каната. Узнав, что у Кракова не хватает средств на оплату скульптуры «Битва под Грюнвальдом», представители Зелена-Гуры заверили: «Мы найдем деньги». На что им тут же заметили, мол, город ничего общего не имеет с Грюнвальдской битвой. Если кто-то из ее жителей и сражался 600 лет назад, то находился, скорее всего, на другой стороне, так как город не входил в те времена в состав польского государства.

К празднованию 600-летия Грюнвальда решили примкнуть и сексуальные меньшинства. «Битва на том поле была настолько великой, – заявили они, – что духовно она и нам близка. В середине июля мы намереваемся пройти маршем по улицам Варшавы. Эта манифестация будет первой в Восточной Европе». Власти столицы, однако, вежливо дали понять, что такой марш нежелателен, празднуйте где-нибудь в ближайшем лесу.

В общем, соседи не бездействуют. И такое впечатление, что лишь Россию не волнует приближающаяся круглая дата, хотя, по логике, она должна была первой подать голос и развернуть подготовку к юбилею. Почему Россия должна быть в первых рядах, объяснил польский летописец Ян Длугош, чей авторитет и объективизм признают ученые всего мира, в том числе и немецкие. Вот как он описывал битву: «Когда натиск крестоносцев на правом фланге заставил отступать союзные войска, положение спасли три русских полка из Смоленска. Их воины сражались с величайшей храбростью, как и подобает мужам и рыцарям».

Есть еще один момент. Союзным войскам, напомним, противостояли не только немецкие рыцари. Тевтонский орден был, в сущности, агрессивной военно-идеологической организацией католического Запада, в которой служили хорошо вооруженные, опытные рыцари и наемные солдаты из Италии, Франции, Англии, других стран. Главной задачей этих «миссионеров с мечом в руке» было утверждение христианства. В расчет, разумеется, не принималось то, что Русь и Польша были христианскими еще до возникновения Тевтонского ордена. Крещение приняла и Литва. По идее, крестоносцам следовало бы вернуться в Палестину и охранять там паломников либо самораспуститься. Однако орден не устраивало ни то ни другое. Он продолжал считать, что русские и белорусы – не настоящие, а ложные христиане, которым «нужно нести ценности западной цивилизации». С этой целью только в 1345–1377 годы было совершено более ста немецких походов. Итоги той «христианизации» известны: полабские славяне и племена пруссов подверглись уничтожению.

Впрочем, и шесть веков спустя стремление насадить свои ценности, в том числе силовыми методами, никуда не исчезло. Бывшая Югославия, Ирак и Афганистан тому подтверждение. Самое время вспомнить Грюнвальдскую битву.


Экономика S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне "BBB-", прогноз стабильный, говорится в кратком обосновании агентства.


Общество Дело прокурора Павлова все ближе к разоблачению провокации Дело прокурора Павлова все ближе к разоблачению провокации

Дело бывшего прокурора Безенчукского района Самарской области Андрея Павлова, которое в апелляционной инстанции рассматривает коллегия судей Самарского областного суда, приближается к своему логичному завершению.

Культура Алтайская земля 90 лет назад родила Василия Шукшина. Алтайская земля 90 лет назад родила Василия Шукшина.

Произошло это 25 июля 1929года в деревне Сростки в крестьянской семье, где прошло все его детство, отрочество, учеба в сельской школе и ничто не предвещало славу босоногому мальчишке, сыну репрессированного отца, если бы не заветная мечта поехать учиться в Москву.