15 июля 2010, Владимир БУЛЫЧЕВ

Драма на дороге

Недавняя автокатастрофа в Омске, жертвами которой стали двое взрослых и ребенок, повергла в шок многих россиян и вызвала массу вопросов по безопасности дорожного движения. «КамАЗ» врезался в колонну автобусов с детьми, которая направлялась в детский

7cf74922.JPG24 июня в 10 часов утра колонна из восьми автобусов с детьми двинулась от проспекта Мира в сторону загородного лагеря в зоне отдыха Чернолучье. Не успела она покинуть пределы города, как случилась беда: на встречную полосу выехал автомобиль «КамАЗ» и протаранил один из автобусов с детьми.

– Мы с мужем ехали на машине в город, – рассказывает очевидец происшествия Зинаида Георгиевна Денисова. – И вдруг увидели искореженный автобус в кювете. Вышли из машины, стали собирать аптечки со всех автомобилей, их остановилось около десятка. А из того автобуса выводили и выносили детей, совсем маленьких. Одну девочку укрыли с головой, она была мертва. У парня оторвало руку. Он тоже лежал без движения. Позднее узнали, что это был погибший вожатый, и что на месте также скончалась женщина-библиотекарь. Нервы не выдерживали: дети плакали, кричали, звали маму, многие, лежа на траве, корчились от боли.

В городскую детскую клиническую больницу в тот день доставили восемнадцать пострадавших в аварии детей.

 

Критическая масса нарушений

Следствие выяснило, что 24-летний виновник катастрофы лишь в июле прошлого года получил водительское удостоверение с категориями «В» и «С». И дважды за это время привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД. В тот роковой день его автомобиль «КамАЗ» был исправен. Алкоголя и наркотических веществ в крови водителя обнаружено не было.

Находящийся в следственном изоляторе водитель грузовика-убийцы ничего вразумительного по поводу того, как он оказался на встречной полосе, не говорит. Поэтому предоставим слово сотруднику ГАИ, размышляющему о причинах аварии (свое имя он просил в газете не называть):

– «КамАЗ» был сильно перегружен, вез около 15 тонн асфальта. За тем, чтобы груз соответствовал нормам, следит не ГАИ, а транспортная инспекция, и то в поле ее зрения попадают автомобили организаций, а не частников. Дальше обычная история: грузовик боится бить дорогую иномарку. В нашем случае перед «КамАЗом» двигался «Фольксваген Туарег», который, заметив колонну, снизил скорость. «КамАЗ» мог элементарно уйти на правую обочину или ударить легковушку. При попутном движении это не смертельно. Однако он вывернул на «встречку», надеясь проскочить между автобусами колонны. И при этом нарушил сразу несколько пунктов Правил дорожного движения: пункты 10.1 – скоростной режим, 9.10 – соблюдение дистанции, 8.1 – безопасное маневрирование.

То, что профессиональный стаж и опыт водителя грузовика был минимален – одна из очевидных причин трагедии. Между тем, по мнению экспертов, чтобы подобные трагедии не повторялись, контраварийную подготовку обязаны проходить все водители большегрузных автомобилей и общественного транспорта.

По всей видимости, виновнику автокатастрофы, повлекшей три смерти и психологические травмы десятков детей, будут предъявлены крупные иски о возмещении морального вреда. Однако шансов получить деньги у потерпевших мало. Фигурант уголовного дела, уроженец Кавказа, живущий в России с 2007 года и имеющий лишь временную регистрацию, уверяет, что управлял автомобилем по доверенности родственника и вез асфальт для личных нужд. Значит, выплачивать деньги за моральный ущерб придется физическому, а не юридическому лицу, то есть все тому же шоферу.

 

Мигалка мигалке рознь

Существен вопрос о том, сделали ли все возможное для предотвращения катастрофы сотрудники милиции? Попробуем в этом разобраться. Согласно правилам, при движении колонны менее чем из десяти машин в группе сопровождения может быть лишь один автомобиль. То есть в данном случае замыкающий автомобиль был необязателен. Однако милицейских автомобилей из роты ДПС было два. Нарушений со стороны милиции ни Следственный комитет при прокуратуре РФ, ни прибывшая в Омск после катастрофы комиссия МВД не обнаружили.

– Сопровождали колонну с детьми два экипажа, в каждом из которых было по два опытных сотрудника, – говорит Виктор Кондратьев, начальник Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, полковник милиции. – Они вели колонну в соответствии с установленными решением Правительства РФ №20 от 17.01.2007 г. правилами. В частности, во время сопровождения патрульным автомобилям запрещается выезжать на полосу встречного движения, превышать скорость, ехать на красный сигнал светофора. До этого патрульный автомобиль имел право выехать на полосу встречного движения и заставить весь встречный поток резко снизить скорость, либо вообще остановиться и принять резко вправо. Сейчас это требование отменено.

Так, может быть, зря отменено? Может быть, следует вернуть старый порядок сопровождения колонн, если речь идет о перевозке детей? Об этом после июньской автокатастрофы во весь голос заговорили сотрудники милиции Омска. Произошедшая трагедия побудила представителей местных силовых структур обратиться в Госдуму РФ с законодательной инициативой, касающейся усиления мер безопасности при движении организованных транспортных колонн.

Как сделать, чтобы каждое транспортное средство колонны стало приметным в общем потоке? По мнению экспертов, следует подумать о дополнительных способах обозначения колонн. Возможно, не только сопровождающие автомобили ГАИ, но и сами автобусы с детьми следует оснащать проблесковыми маячками.

Одно дело – лишать мигалок чиновников, которым они нужны для престижа, совсем другое – использовать мигалки для предотвращения трагедий, подобных омской.



Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.