2 сентября 2010, Михаил МОРОЗОВ

А я иду, шагаю под Москвой

Столичные власти вновь заговорили о строительстве «Москвы-2» – под землей. А как обстоит дело с другими дерзкими проектами московской мэрии?

«Под Москвой должен быть построен полноценный новый город, – заявил недавно директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко. – Здесь будут абсолютно другие, чем на земле, транспортные развязки. Нужно сделать так, чтобы человек мог дойти до работы, не выходя на улицу». По словам проектировщика, под землей возникнут бульвары, офисы, торговые центры и даже музеи. В пределах Садового кольца планируется прокопать подземные галереи, соединив ими московские подвалы. Сейчас, как считают авторы идеи, большинство из них завалено хламом и заселено крысами. Если подвалы очистить и прорыть между ними подземные ходы, получится некое подобие подземных пешеходных переходов. Попасть туда можно будет прямо из квартиры, спустившись на лифте. Чувствуется, московских чиновников вдохновил пример Монреаля, где есть самый крупный в мире подземный район. Для Москвы же это выглядит как фантастика. 

Однако в НИиПИ Генплана уже определили около 40 мест, где Москва уйдет под землю уже в ближайшем будущем. Чтобы проект не казался слишком абстрактным, приводятся цифры: уже в этом году объем подземного строительства увеличится до 1 миллиона квадратных метров – 15% всего строительства в Москве. И это только начало глубинного преобразования столицы. Про информации пресс-службы мэрии, постепенно под землю планируется убрать 30% предприятий сферы обслуживания, 70% всех машино-мест города, 80% складов.

Впрочем, о том, что столица опустится под землю, в Москве говорят уже давно. В июне 2007 года столичные власти даже законодательно утвердили концепцию освоения подземного пространства и основные направления развития подземной урбанизации столицы. Согласно этой концепции к 2010 году в Москве планировалось построить порядка 2 млн кв. м подземных многофункциональных комплексов, в том числе гаражей, паркингов, 86299fd4.JPGразвлекательных и торговых центров, спортивных сооружений, музеев, архивов и других элементов инфраструктуры. Представляя концепцию, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики развития и реконструкции Москвы Константин Королевский тогда сказал, что предполагается освоение подземного пространства Бульварного кольца, ВВЦ, проспекта Академика Сахарова, Водоотводного канала, районов станций метро «Сокол», «Петровско-Разумовская», «Рижская» и других.

Тогда же было заявлено, что реализация концепции обойдется городу в 268,7 млн рублей, которые предполагается потратить на планирование подземного пространства и разработку направлений освоения подземелья. Судя по выступлению директора НИиПИ, часть этих денег потрачена.

Но характерно, что за эти три года никто даже не вспомнил о широко разрекламированном проекте строительства тоннеля с торговыми площадями под Новым Арбатом. Даже начатые проекты отложены до лучших времен: заморожено возведение подземной транспортной развязки и торговых площадей у Белорусского вокзала, аналогичный проект под Пушкинской площадью. Правда, обнесена забором Триумфальная площадь, но это еще не означает, что вскоре там появится, как говорят московские чиновники, подземная парковка. 

Как и другие подземные проекты, все это очень дорого и невыгодно инвесторам. При существующей системе, получение согласований – мытарства даже для наземных строителей. А ведь прежде чем начать строить подземелье, оттуда еще надо перенести подземные коммуникации, которыми изобилуют недра Москвы. Плюс грунтовые воды и плывуны. Все это, по словам инвесторов, удорожает проекты вдвое-втрое.

Так что есть надежда, что москвичей не заставят жить под землей еще очень долго. И это неплохо, поскольку, по всем опросам, жители столицы возражают против того, чтобы город уходил под землю. Зато они двумя руками за строительство транспортной сети и парковок под землей. Но углубляться в этом направлении мэрия не спешит, поскольку это, как правило, требует прямых инвестиций из городского бюджета. Бизнесу это невыгодно.

Полная противоположность подземным планам – разрекламированный несколько лет тому назад московским руководством проект строительства дорог по крышам домов. Некая странная немецкая компания, название которой переводится как «уличный дом», носилась по всему свету со своей идеей водрузить транспортные потоки на головы жителей. Ее нигде всерьез не приняли. Дерзновенные планы всегда с трудом пробивают дорогу. А вот московские власти заинтересовались идеей и даже в 2007 году создали «рабочую группу для подготовки пилотного проекта прокладки дорог «второго уровня», то есть по крышам домов. «Заседания рабочей группы, в состав которой вошли представители Москомархитектуры, столичного стройкомплекса, департамента транспорта и связи, депутаты, а также представители министерства экономики, инфраструктуры, транспорта и технологий Баварии, фирмы «ШтрассенХаус Лтд», будут проводиться не реже одного раза в месяц», – сообщали в мэрии.

Планы уйти под землю или вылезти на крыши до боли напоминают другие не менее амбициозные проекты столичного правительства. Успокаивает то, что не все они реализуются, чаще оставаясь эффектным пиаром. Давно говорят о строительстве «легкого» метро из центра города в аэропорт «Шереметьево», об использовании окружной железной дороги для перевозки пассажиров, обещают построить монорельсовые дороги (построен только один рельс стоимостью свыше 200 млн долларов). Кстати, на 2010 год намечался пуск второй линии монорельса – от Красной Пресни до Кутузовского проспекта.

Давно идут разговоры о так называемых перехватывающих парковках, оставив на которых машины, граждане продолжили бы свой путь на метро, на общественном транспорте. На все это из бюджета выделяются средства. О том, как все это реализуется, говорит хотя бы странный многоэтажный торговый комплекс «Румянцевский», попасть на любой этаж которого можно прямо на машине. Говорят, это здание строилось как перехватывающая парковка, но затем было перепрофилировано в торговый комплекс. Так выгоднее.

Несколько лет соратники Лужкова носились с идеей создания в Москве водного такси. Но в итоге она не была подкреплена ничем: не созданы причалы, не на чем возить потенциальных пассажиров. То же и с воздушным такси, которое, по мысли московского градоначальника, должно было разгрузить пригородные магистрали от лимузинов состоятельных москвичей, которые якобы жаждут пересесть на вертолет или самолет.

Не слышно ничего еще об одном экзотическом проекте московского правительства – Стеклянной улице – пешеходной зоне протяженностью пять километров от Нескучного сада до делового центра Москва-Сити. Свое необычное название он получил благодаря утвержденной мэрией концепции проекта, согласно которому маршрут на всем протяжении планировалось накрыть стеклянной крышей.

Пять лет тому назад в Москве заговорили об освоении подводного пространства в виде строительства гаражей-стоянок под Москвой-рекой. В 2005 году информагентства сообщили, что уже создана межведомственная рабочая группа по координации мероприятий, связанных с реализацией этого проекта.  Однако пока что под воду нас никто тоже не загоняет. Правда, по информации мэрии, проект первой подводной автостоянки, которая должна разместиться под Водоотводным каналом – от памятника Петру до Малого Каменного моста, – готов. Однако нет инвесторов для реализации столь необычного проекта.

На поверку подобные проекты нередко не имеют под собой ничего, кроме желания чиновников столичного правительства продемонстрировать их порыв в решении инфраструктурных проблем города. А тем временем он все больше в них увязает. Несколько лет тому назад при обсуждении готовившегося Генерального плана Москвы было обещано к 2025 году построить 350 км новых наземных магистралей и 440 км подземки. Это действительно решило бы одну из острейших проблем города, без чего он не может дальше развиваться. Но, судя по темпам строительства, эти планы также перейдут в категорию фантастики. Есть, конечно, здесь и объективные трудности – отсутствие дорожных фондов и сокращение преференций от федерального центра на несение столичных функций, на которые ссылаются в мэрии. И все же.

Московский бюджет сопоставим с бюджетами мировых столиц, причем он формируется на треть за счет налогов с граждан. Москве по карману строить такие дорогостоящие объекты, как Четвертое кольцо, один четырехкилометровый участок которого обойдется в 68 млрд рублей – в 70–100 раз дороже мировых стандартов. В принципе любой, даже самый дерзкий проект мог бы стать в Москве реальностью. Но для этого надо, чтобы столичное руководство повернулось лицом к реальным потребностям москвичей.

Источник: Михаил МОРОЗОВ

В мире Спецслужбы США причастны к переброске боевиков в Афганистан, заявили в ФСБ Спецслужбы США причастны к переброске боевиков в Афганистан, заявили в ФСБ

Американские спецслужбы причастны к переброске боевиков запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство"* в северные районы Афганистана, сообщил руководитель 5-й службы ФСБ Сергей Беседа.


Общество Министерство финансов планирует масштабное сокращение госслужащих Министерство финансов планирует масштабное сокращение госслужащих

С 2020 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению "армии" госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Культура Фильм из Мексики признали лучшим посланием к человеку Фильм из Мексики признали лучшим посланием к человеку

В Санкт-Петербурге подвели итоги XXIX международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов "Послание к человеку". Торжественная церемония награждения победителей состоялась в Государственной академической капелле Северной столицы.

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.