28 октября 2010, Ольга РАДОВА

Карнавал между небом и землей

Осенью этого года в «Лужниках» снова раскинул свой большой купол знаменитый канадский цирк Cirque du Soleil. На этот раз москвичи увидели спектакль Corteo в постановке известного швейцарского режиссера Даниэле Финци Паска.

Итак, главному герою – доброму, мечтательному клоуну Муаро снится сон, в котором он видит собственные… похороны. Похороны во сне превращаются в феерическое карнавальное действо, в праздничный парад, в Corteo (в переводе с итальянского – «кортеж, торжественное шествие»). Проводы получаются очень красивыми, веселыми и совсем не грустными! При этом нельзя сказать, что спектакль рождает только радостные эмоции, вместе с ними из глубины души возникает (не печальное, нет!) щемящее ностальгическое чувство. Режиссер Даниэле Финци Паска (по происхождению итальянец) считает, что работа над шоу Corteo позволила ему создать глубокую человеческую историю с использованием хореографии, интермедии и, конечно, цирка. «В итальянской культуре, как и в русской, ностальгия и печаль – неравнозначные понятия, – говорит Даниэле Финци Паска. – Ностальгия – это скорее способ перенестись в воспоминания, погрузиться в поэтические представления о жизни, то есть состояние таинства, в котором мы пытаемся ответить на вопросы: откуда мы пришли? куда уйдем?» Режиссер, как в омут головой, бросает зрителей в карнавальный мир веселья и комедии, который, по его замыслу, располагается в неком мистическом пространстве между небом и землей.

45b9661c.jpg…Клоуну снится, что он умер и лежит в своей постели. Конечно, первым делом рядом с ним появляются ангелы. Как и положено служителям Света, они спускаются с Небес, то есть прямо из-под купола шапито. На протяжении всего спектакля ангелы не оставят Клоуна, будут то и дело возникать рядом с ним и его друзьями, особенно, когда им потребуется помощь. Например, подать гимнастке на канате реквизит – кольца-хулахупы. Четыре женщины, бывшие возлюбленные Клоуна-мечтателя, встречаются в лирическом акробатическом номере, исполняемом на трех гигантских люстрах, вращающихся над его ложем. Они еще не закончили свой последний вираж, а на арене уже появляются несколько кроватей и превращаются в а-ля батуты, на которых шестеро акробатов, перекидываясь подушками, исполняют головокружительные прыжки.

Режиссерская фантазия пульсирует постоянно, не зная удержу. Она проявляется во всем – начиная от самодвижущихся ботинок и заканчивая искрометной интермедией в стиле площадного итальянского театра с шутовской пародией на «Ромео и Джульетту». Оригинальные клоунады органично вплетаются одна в другую, не давая зрителям определить, где конец одной и начало следующей. Чувствуется одержимость режиссера клоунской профессией, поскольку он в свое вре-мя выступал в знаменитом цирке НОК как клоун. В общем, все действо – один большой карнавал, который может быть, наверное, только во сне.

А как же цирк? Все-таки название гастролеров Cirque du Soleil. Дело в том, что цирковые номера – акробатические дуэты, оригинальный воздушный полет (впервые в истории цирка здесь соединяются батут с тремя неподвижными трапециями, находящимися друг от друга на большом расстоянии), жонглеры, эквилибристы вплетены в дейст-вие. Хотя все трюки, как и положено, очень сложные и исполняются с безупречной чистотой. И здесь не может быть оценки – хорошо это или плохо. Просто Corteo задуман как единое, целостное зрелище, где важен каждый его элемент, и цирк должен стать театром. Даниэле Финци Паска много работал в драматических театрах и считает, что в цирковом шоу главная проблема – сделать из хорошего гимнаста артиста сцены. «В гимнастике нет поэзии, – считает режиссер, – акробаты отличаются от гимнастов тем, что они должны не просто исполнить номер, но и выразить некую идею. Задача в том, чтобы найти хорошего гимнаста и помочь ему обрести новый смысл владения телом. Он должен соединять в себе качества музыканта и танцора, уметь возбуждать в зрителях ответные чувства и эмоции».

В представлении также задан принципиально другой подход к гриму. Если раньше это была маска, нарисованная на лице артиста, то здесь директор по гриму Натали Ганья применила оригинальный прием, в котором сочетаются романтика и городская традиция. Главная задача: «Углубиться в чувства и переживания артистов, чтобы отразить их истинную сущность. Персонажи Corteo, – говорит Натали Ганья, – выросли из собственного облика и индивидуальных черт каждого артиста, которые грим только подчеркнул».

Интересно решена сценография этого шоу. Художник-постановщик Жан Рабассе разделил вращающуюся сцену надвое, причем сделал это таким образом, что одна половина зрительской аудитории видит другую. А огромный полупрозрачный занавес, висящий посередине и изображающий клоунское шествие, – один из самых впечатляющих моментов оформления. Два гигантских барочных полотнища раскручиваются вниз и закручиваются вверх. Как всегда, на высоте техническая часть шоу. Как парят ангелы! Как Клоун плывет по воздуху на велосипеде! Как сами собой передвигаются ботинки! Как летают артисты! Ведь нигде не увидишь ассистента с тросом, который, краснея от напряжения, тянет гимнаста на ремнях. 

Кстати, показ Corteo в России стал первой европейской премьерой. До этого шоу прошо в США и Японии.


Экономика S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне "BBB-", прогноз стабильный, говорится в кратком обосновании агентства.


Общество Возобновите стройку! Возобновите стройку!

Дольщики ЖК "Брюсов Парк" уже почти 5 лет не могут получить оплаченные квартиры. Надзорные органы бездействуют, а администрация прилагает все усилия к тому, чтобы лишить людей последней надежды на получение квартир и банкротит компанию, готовую завершить строительство…

Культура Татьяна Лиознова вошла в историю с "Семнадцатью мгновениями весны". Татьяна Лиознова вошла в историю с "Семнадцатью мгновениями весны".

Ну, кто у нас в стране не знает этого телесериале о Штирлице, который повторяют по разным каналам постоянно, и каждый раз он смотрится с большим интересом и напряжением.