28 октября 2010, Любовь ЛЕБЕДИНА

Секс на политическом Олимпе

Новая премьера в Ленкоме – всегда большое событие в культурной жизни столицы, а если в спектакле играют любимцы публики Инна Чурикова и Дмитрий Певцов, то, считай, успех ему обеспечен.

На это и рассчитывало руководство театра, пригласив на постановку кинорежиссера Глеба Панфилова, все-таки имя, старая гвардия, значит, пьесу не переиначит, не допишет свой текст, что встречается повсеместно. Действительно, Панфилов не подмял драматурга Голдмена под себя, но поэтические зонги все-таки вставил и название спектаклю дал другое – «Аквитанская львица», а не «Лев зимой», заявляя тем самым, что королева Альеонора, жена Генриха II, отправленная им в изгнание, значит больше, чем сам король. Наверное, для актрисы Инны Чуриковой это кое-что, да значит, но если проанализировать режиссерскую концепцию спектакля, то король и королева, связанные единой цепью, рождают чудовищ пострашнее себя и жестоко за это расплачиваются, несмотря на придуманный благостный финал, чтобы не огорчать зрителей.

a4a02247.jpgИ все-таки главной пружиной действия является Генрих II в исполнении Дмитрия Певцова. Это он сталкивает лбами своих сыновей, претендующих на его престол. Это он мечтает развестись с опальной королевой и жениться на молоденькой любовнице, чтобы она родила новых детей. Это он завоевывает страны и думает, что луна принадлежит ему, а солнце всходит и заходит по его расписанию. Сама же королева, не утратившая женских чар к 60 годам, по-прежнему любит Генриха и хочет вернуть в свою постель. Это своего рода вывернутая наизнанку любовь-ненависть, извращенная властью.

Самое интересное в спектакле – наблюдать за поединком двух равновеликих соперников, имеющих общих детей. Что связывает и в то же время разъединяет, потому что у каждого из них свои любимчики. В наше время подобного рода семейных драм – пруд пруди, здесь же речь идет о вершителях человеческих судеб, от настроения которых зависит мир на земле. Казалось бы, коронованная особа не имеет права на обычные человеческие слабости, но весь парадокс заключается в том, что королевское величество сделано из того же «теста», что и простой смертный. Значит, сколько ни прикрывайся властью, дарованной от Бога, а личная харизма сыграет свою роль в истории, как, впрочем, и секс. Не случайно Инна Чурикова (Альеонора), обнимая трех сыновей и обращаясь к залу, гордо заявляет: «Вот какую роль в истории играет секс».

Начиная с первой сцены спектакля, когда мускулистая спина Певцова на обширном ложе любви говорит сама за себя, а его обнаженное тело под струйками воды на фоне голубого неба напоминает скульптуру Родена, становится понятно – эти мизансцены возникли не ради эпатажа. Режиссер изначально хотел подчеркнуть мужскую силу Генриха, способного положить к ногам не только полмира, но и любую женщину, понравившуюся ему. Напористая энергия Дмитрия Певцова завораживает и пугает. Ему хочется покоряться и в то же время сопротивляться, как Альеонора, плетущая заговоры против него.

На шахматной доске политических игр побеждает тот, кто быстро соображает, кто коварнее и хитрее. Но тут есть и другая проблема (кстати, очень современная) – на историческую арену выходит новое поколение, жестокое и прагматичное, лишенное сантиментов по отношению к предкам. К сожалению, трое сыновей, вышедших из нежного возраста, в исполнении Сергея Пиотровского, Дмитрия Гизбрехта и Игоря Коняхина всего лишь фигуранты, действующие лица запутанной интриги, но никак не характеры с точно выверенными мотивами поведения. Я заговорила о психологии не случайно. Хотя жанр спектакля не обозначен на программке и живой оркестр, исполняющий музыку ХII–ХV веков, вносит некий колорит исторической притчи, все-таки в итоге у Панфилова получилась психодрама. Конечно, экзотическая, конечно, политическая, конечно, любвеобильная. Но как бы она заиграла и повернулась к нам лицом, преодолев «четвертую стену», если бы новое пополнение ленкомовцев могло увидеть себя в зеркале и предъявить к этому изображению свой «гамбургский счет». Ведь в отличие от кино, тут нет оператора, снимающего исполнителя с выгодной стороны. Нет монтажера, склеивающего кадры в единую цепочку режиссерского смысла. Есть только партнер и еще партнер, и от того, как ты ему отвечаешь, как он тебе отвечает, и возникает великая магия театра, ради которой зрители стремятся попасть в Ленком.



Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.