28 октября 2010, Любовь ЛЕБЕДИНА

Секс на политическом Олимпе

Новая премьера в Ленкоме – всегда большое событие в культурной жизни столицы, а если в спектакле играют любимцы публики Инна Чурикова и Дмитрий Певцов, то, считай, успех ему обеспечен.

На это и рассчитывало руководство театра, пригласив на постановку кинорежиссера Глеба Панфилова, все-таки имя, старая гвардия, значит, пьесу не переиначит, не допишет свой текст, что встречается повсеместно. Действительно, Панфилов не подмял драматурга Голдмена под себя, но поэтические зонги все-таки вставил и название спектаклю дал другое – «Аквитанская львица», а не «Лев зимой», заявляя тем самым, что королева Альеонора, жена Генриха II, отправленная им в изгнание, значит больше, чем сам король. Наверное, для актрисы Инны Чуриковой это кое-что, да значит, но если проанализировать режиссерскую концепцию спектакля, то король и королева, связанные единой цепью, рождают чудовищ пострашнее себя и жестоко за это расплачиваются, несмотря на придуманный благостный финал, чтобы не огорчать зрителей.

a4a02247.jpgИ все-таки главной пружиной действия является Генрих II в исполнении Дмитрия Певцова. Это он сталкивает лбами своих сыновей, претендующих на его престол. Это он мечтает развестись с опальной королевой и жениться на молоденькой любовнице, чтобы она родила новых детей. Это он завоевывает страны и думает, что луна принадлежит ему, а солнце всходит и заходит по его расписанию. Сама же королева, не утратившая женских чар к 60 годам, по-прежнему любит Генриха и хочет вернуть в свою постель. Это своего рода вывернутая наизнанку любовь-ненависть, извращенная властью.

Самое интересное в спектакле – наблюдать за поединком двух равновеликих соперников, имеющих общих детей. Что связывает и в то же время разъединяет, потому что у каждого из них свои любимчики. В наше время подобного рода семейных драм – пруд пруди, здесь же речь идет о вершителях человеческих судеб, от настроения которых зависит мир на земле. Казалось бы, коронованная особа не имеет права на обычные человеческие слабости, но весь парадокс заключается в том, что королевское величество сделано из того же «теста», что и простой смертный. Значит, сколько ни прикрывайся властью, дарованной от Бога, а личная харизма сыграет свою роль в истории, как, впрочем, и секс. Не случайно Инна Чурикова (Альеонора), обнимая трех сыновей и обращаясь к залу, гордо заявляет: «Вот какую роль в истории играет секс».

Начиная с первой сцены спектакля, когда мускулистая спина Певцова на обширном ложе любви говорит сама за себя, а его обнаженное тело под струйками воды на фоне голубого неба напоминает скульптуру Родена, становится понятно – эти мизансцены возникли не ради эпатажа. Режиссер изначально хотел подчеркнуть мужскую силу Генриха, способного положить к ногам не только полмира, но и любую женщину, понравившуюся ему. Напористая энергия Дмитрия Певцова завораживает и пугает. Ему хочется покоряться и в то же время сопротивляться, как Альеонора, плетущая заговоры против него.

На шахматной доске политических игр побеждает тот, кто быстро соображает, кто коварнее и хитрее. Но тут есть и другая проблема (кстати, очень современная) – на историческую арену выходит новое поколение, жестокое и прагматичное, лишенное сантиментов по отношению к предкам. К сожалению, трое сыновей, вышедших из нежного возраста, в исполнении Сергея Пиотровского, Дмитрия Гизбрехта и Игоря Коняхина всего лишь фигуранты, действующие лица запутанной интриги, но никак не характеры с точно выверенными мотивами поведения. Я заговорила о психологии не случайно. Хотя жанр спектакля не обозначен на программке и живой оркестр, исполняющий музыку ХII–ХV веков, вносит некий колорит исторической притчи, все-таки в итоге у Панфилова получилась психодрама. Конечно, экзотическая, конечно, политическая, конечно, любвеобильная. Но как бы она заиграла и повернулась к нам лицом, преодолев «четвертую стену», если бы новое пополнение ленкомовцев могло увидеть себя в зеркале и предъявить к этому изображению свой «гамбургский счет». Ведь в отличие от кино, тут нет оператора, снимающего исполнителя с выгодной стороны. Нет монтажера, склеивающего кадры в единую цепочку режиссерского смысла. Есть только партнер и еще партнер, и от того, как ты ему отвечаешь, как он тебе отвечает, и возникает великая магия театра, ради которой зрители стремятся попасть в Ленком.


Политика В Кремле рассказали подробности разговора Путина и Зеленского В Кремле рассказали подробности разговора Путина и Зеленского

Телефонная беседа Владимира Путина и Владимира Зеленского, которая состоялась накануне, длилась около двадцати минут, рассказал журналистам пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

В мире Вышинский в понедельник может выйти на свободу, считают в ГП Украины Вышинский в понедельник может выйти на свободу, считают в ГП Украины

Руководителя портала РИА Новости Украина Кирилла Вышинского в понедельник могут выпустить из заключения, считает пресс-секретарь генпрокурора Лариса Сарган.

Экономика Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США

Рубль подорожал к доллару и евро после заявлений главы Федеральной резервной системы США Джерома Пауэлла, об этом свидетельствуют данные Московской биржи.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".
Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".

19 июля в 21 час на канале "Россия" будет показан документальный фильм Оливера Стоуна, который уже получил Гран-при на 65-ом международном кинофестивале в итальянском городе Тафлина.