3 ноября 2010, Любовь ЛЕБЕДИНА

Станиславский переехал на Запад

Среди огромного количества театральных фестивалей, включая Международный Чеховский в Москве, «Сезон Станиславского», пожалуй, самый дорогой, не по деньгам, а по смыслу, по четко продуманной программе и злободневности.

Именно в этом году, накануне театральной реформы и споров вокруг репертуарных театров – быть им или не быть, ибо государство больше не в силах содержать столь огромное количество стационарных театров, этот смотр доказывает, что русское психологическое искусство давно стало достоянием зарубежных театров и в этом они преуспевают больше, чем в России. Так стоит ли рушить то, что является нашей валютой, приоритетом в области культурной политики? Даже те, кто только слышал имя Станиславского, знают, что летние школы по системе Станиславского в Америке собирают огромное количество профессиональных артистов, го-товых платить большие деньги, лишь бы постигнуть эту науку.

В плане разбрасывания талантами и разными ноу-хау Россия остается удивительной страной. Уезжая за рубеж, наши ученые, писатели становятся лауреатами Нобелевской премии, а музыканты на престижных международных конкурсах занимают первые места и остаются в Европе, Америке навсегда. Мы же упрекаем их за отсутствие патриотизма и утешаем себя тем, что Россия большая и талантов у нее много. Талантов-то, может быть, и много, только система разбазаривания по-прежнему дает о себе знать, как будто злой рок висит над нами, и мы не можем ценить то, что дается природой.

da22de91.JPGВот и с русским психологическим театром происходит примерно то же. Посчитайте, сколько осталось в Москве истинных наследников системы Станиславского? Не досчитаете и до десяти, к тому же в основном это коллективы старых мастеров: Табакова, Захарова, Соломина, Яновской, Фоменко, спектакль которого «Триптих» по одноактным пьесам Пушкина показывали на этом фестивале. Волшебное зрелище. Эти мастера уйдут, кто их заменит? Одного Сергея Женовача или Юрия Погребничко мало. Вернут ли после отставки мэра Лужкова изгнанного Анатолия Васильева? Большой вопрос, поскольку чиновники от культуры остались прежние…

Вот и получается, что в Прибалтике система Станиславского не только прижилась в национальных театрах, но они обгоняют наши коллективы по ансамблевости и органике на сцене. К примеру, спектакль «Соня» по рассказу Татьяны Толстой латышского режиссера Алвиса Херманиса собрал такое огромное количество молодежи, что, казалось, они снесут двери филиала Малого театра, где состоялся показ. А делов-то: два вора проникают в чужую квартиру и хотят ее ограбить, но брать нечего, одна рухлядь осталась от прежней жилицы по имени Соня, которую все считали дурой, безотказно помогающей всем, да еще на старости лет влюбившейся… по переписке. И вот один из мужиков переодевается в платье Сони и начинает ее представлять: готовить курицу, торт, причем так подробно, что слюнки текут. А второй – подыгрывает и комментирует, почему эту «лошадь» так легко было обмануть, притвориться несчастным влюбленным. Оказывается, сердце у нее было доброе и в ленинградскую блокаду надо было спасать того, кто умирал, а не себя. Вот вам и весь сказ, но сделано это с такими мхатовскими паузами, настолько достоверно, что, кажется, здесь «дышит почва и судьба» на крохотном пространстве забытой квартиры и забытой хозяйки.

«Куда уходит жизнь?» – спрашивает Херманис в трагикомической «Соне», а также «Вечеринке на кладбище», разворачивая перед зрителями панораму памяти, оставляющую после себя надгробные памятники с краткими надписями: умер – родился. По-разительно, но это совсем не страшно, даже бывает смешно, ибо смерть – тоже часть жизни, ведь исполняет же похоронный оркестр любимую песню почившего «Yesterday». Сам текст пьесы сочинялся участниками спектакля, как теперь говорят, в стиле «вербатим», а потом перекладывался на театральный язык. Чего только стоит один анекдот: старый еврей у могилы родственников напутствует сы-на: жениться надо три раза. «Первый – на еврейке, второй – на русской, (почему – узнаешь в постели), а третий – на латышке, кто-то же должен ухаживать за твоей могилой».

Литовские театры на этом фестивале сорвали больше всех аплодисментов. Неоднократный лауреат премии Станиславского Эймунтас Някрошюс в очередной раз заинтриговал своим «Идиотом», представив князя Мышкина не то чтобы юродивым, а мальчиком, который так и не вырос из детской кроватки и не научился обманывать, в то время как весь мир погряз во лжи и корыстолюбии. В «Отелло» он уподобил любовную страсть водной стихии, с «бездной на краю», куда заглядывать и страшно, и сладостно, потому что любовь чем-то напоминает болезнь, своего рода безумие, когда ничего не жаль, в ушах звучит только музыка, а тело не слушается разума. Такое видение Шекспира может кого-то возмущать, раздражать, но ясно одно: Някрошюс сочиняет не просто историю любви черного генерала и воздушной Дездемоны, он проникает в самые отдаленные уголки человеческой души, где живут дьявол и Бог, и препарирует ее с помощью волшебного режиссерского скальпеля. 

Два этих спектакля компании «Мено форта», объехавшие полмира, показывались на сцене Вахтанговского театра, который теперь возглавляет земляк Някрошюса Римас Туминас. Это благодаря ему внутри труппы произошли тектонические сдвиги «почвы» и один отвечает за всех, а все за одного. Мы уже писали о вахтанговском «Дяде Ване», признанном лучшим спектаклем ны-нешнего фестиваля, где первую скрипку сыграл Маковецкий: неординарного человека в ординарных обстоятельствах. Премию Станиславского за лучшую мужскую роль он получил на торжественном закрытии смотра. Несравненная Ольга Яковлева тоже была отмечена этой высокой наградой за роль бабушки в спектакле Адольфа Шапиро «Обрыв» на сцене Чеховского МХТ.

Во время этого фестиваля было еще одно событие, подействовавшее не меньше, чем спектакли Херманиса и Някрошюса. Это презентация книги «Игра и правда», представляющей из себя монологи современников Марка Захарова о нем самом и его творчестве. Солидный фолиант с цветными полосными фотографиями, составителем и редактором которого выступила Нина Агишева (изданный Фондом Станиславского), поражает разнообразием материалов и стремительной легкостью пера. Поскольку значительная часть книги состоит из современных диалогов, то и ее главный герой – Марк Захаров предстает в современных пиджаках от фирмы «Харрис», а не в тогах патрициев русской сцены. Шутка ли сказать: свое восхождение на театральный Олимп он начал с революционного «Доходного места» в Театре Сатиры, сотворив после этого еще немало «нетленок»: «Юнону» и «Авось», «Королевские игры», «Женитьбу», «Чайку», «Вишневый сад». Не говоря о таких культовых фильмах, как «Обыкновенное чудо», «Дракон», «Тот самый Мюнхгаузен» и так далее. А поскольку юмор постоянно сопутствовал творчеству Захарова, благодаря которому он выживает и сейчас, то все воспоминания о нем окутаны комическими совпадениями, игрой ума. С другой стороны, и тут ничего не поделаешь, фотографии разных лет ушедших актеров, художников и драматургов, таких как Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Абдулов, Олег Шейнцис, Григорий Горин, рождали тревожные чувства. Хватит ли у коллектива Захарова сил пережить горькие потери, чтобы идти дальше, оставаясь лучшим коллективом? Судя по последним спектаклям, силы эти есть. Более того, актеры еще больше сплотились вокруг своего лидера, потому что будущие звезды рождаются только здесь – в русском репертуарном театре с генами системы Станиславского.

 


Политика Новая глава ЕК призвала сохранить санкции против России Новая глава ЕК призвала сохранить санкции против России

Новая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о "враждебном отношении со стороны России" и необходимости с позиции силы сохранять антироссийские санкции Запада.

В мире Зеленский заявил о готовности Киева обменять Вышинского на Сенцова Зеленский заявил о готовности Киева обменять Вышинского на Сенцова

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Киев готов обменять руководителя портала РИА новости Украина Кирилла Вышинского на осужденного в России за подготовку теракта Олега Сенцова.

Экономика Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля

Следующая пятница, 26 июля, может стать самым плохим днем для рубля, заявил "Российской газете" эксперт "Международного финансового центра" Владимир Рожанковский.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Ученого и богослова Павла Флоренского называли русским Леонардо да Винчи. Ученого и богослова Павла Флоренского называли русским Леонардо да Винчи.

18 –го июля в Сергиевом Посаде произошло знаменательное событие. Здесь был открыт памятник великому мыслителю и священнику Павлу Флоренскому, а также мемориальный комплекс "Всем пострадавшим за веру в Христа в годы гонений и репрессий".