11 ноября 2010, Анна ЧУПРИЯН

Реквием по Брестской крепости

Главное событие минувшей кинонедели – выход долгожданной картины «Брестская крепость» на широкий экран. Мы встретились с ее создателем, режиссером Александром КОТТОМ, и расспросили о работе над столь серьезным материалом, а также о другом фильме «Под

– Александр, сложно было решиться на столь серьезный проект, тем более по государственному заказу?

– Сначала я согласился и только потом подумал. Конечно, в процессе съемок нередко охватывали страх и неуверенность. Но сейчас я ни о чем не жалею. «Брестская крепость» – это ни с чем не сравнимый опыт, большой отрезок жизни длиною в два года.

– Не логичнее было бы взяться за подобный материал в зрелости, лет через десять?

– Нет. За сложные проекты разумнее браться в молодости. К тому же определение «молодой» вряд ли ко мне подходит, все-таки 37 лет. Через десять лет я бы хотел сидеть на веранде в парижском кафе, а не сутками напролет снимать кино. Если человеку есть что сказать – надо делать это до пятидесяти. Мы видим, что происходит с пожилыми режиссерами, которых все любят. Ведь кино – это иллюзия, и для этого нужны силы.

– Как вы считаете, у вас получился военный экшен или реквием о защитниках Брестской крепости?

– Конечно, реквием. Все строится на простой ниточке – мальчик ищет девочку, которую потерял в первые минуты войны. Для нас Брестская крепость – это попытка с максимальной точностью реконструировать события первых дней войны.

RekviempoBrestskoiKteposti.JPG– Насколько глубоко удалось погрузиться в документальные материалы? Вы читали повесть Бориса Васильева «В списках не значился», по которой снималось кино, а также ставились спектакли?

– Естественно, я знаком с этой повестью и с другой военной литературой. Но основа нашего кино – книга Сергея Смирнова «Брестская крепость», написанная сразу после войны. За нее он получил Государственную премию. Смирнов разыскал участников событий, попытался выстроить хронологию строгой документальности. Именно поэтому мы решили отталкиваться от его работы, а не от Бориса Васильева. У нас герои носят имена реальных защитников Брестской крепости – Гаврилов, Нижеватов, Фомин. Мы многое для себя открыли. Мало кто знает, что за оборону крепости сражались чеченцы, что они объявили Гитлеру джихад. Об этом умалчивалось вплоть до последнего времени. У нас в фильме все эти исторические открытия представлены.

– Можно ли снимать такое кино, будучи аполитичным и асоциальным человеком?

– Быть асоциальным по отношению к сегодняшнему дню – это одно, а быть равнодушным к памяти – другое. Я уклоняюсь от сегодняшней политической жизни и абсолютно асоциален. Мне кажется, я родился не в то время. У меня нет ни одного современного фильма. «Герой нашего времени», «Конвой PQ17», «Ехали два шофера», «Брестская крепость» – это все ленты не о моем поколении. Я не понимаю, что происходит в сегодняшнем мире. В советское время была цельность стиля и сознания, в отличие от сегодняшней, чудовищной по масштабу эклектики.

– Если бы не продюсер Игорь Угольников, вам бы пришла мысль снимать кино о войне?

– Да. У меня уже был сценарий про фронтового кинооператора. К сожалению, он заморозился. Опыт работы с военным материалом тоже есть – фильм «PQ17» – о знаменитом арктическом конвое времен Второй мировой войны. Военная тема бесконечна и честна, на ней невозможно спекулировать, а сюжеты Великой Отечественной – благодатны и любимы, поскольку всем понятно: за что сражались и погибали.

– Ваш новый фильм «Подсадной» обвиняют в «клиповости». Это была сознательная задумка – склеить фильм из отдельных музыкальных роликов?

– Я не согласен, что «Подсадной» – это клип. Просто в нем много музыки. Мы пытались сделать кино в американском стиле. В голливудских картинах музыка вообще не прекращается.

– Выходит, для вас американское кино – эталон?

– Для коммерческого кино – да. Но «Подсадной» – это не авторское кино. И рассчитан он на широкого зрителя.

– Чем сегодня вы занимаетесь?

– Снимаю 8-серийный детективный телевизионный фильм «Охотники за бриллиантами». Это 1980 год. Олимпийское лето. Знаменитое ограбление в центре Москвы вдовы Алексея Толстого. Похищена бриллиантовая брошь «Бурбонская лилия» времен французского короля Людовика XIV. Следствие заходит в тупик из-за войны двух мощных структур – КГБ и МВД, и в этих жерновах оказывается обычный следователь. Актерский состав у нас блестящий – Владимир Ильин, Алексей Серебряков, Евгений Миронов, Мария Аронова, которая играет Галину Брежневу.

– А как же любимый вами короткий метр?

– По-прежнему остается любимым. Короткий метр – это то же кино, просто его никто не смотрит. К сожалению, у нас в стране нет соответствующей культуры. Считается, что режиссер, снимающий короткое кино, – второго сорта.


Политика Трамп заявил о желании пригласить Путина на встречу G7 Трамп заявил о желании пригласить Путина на встречу G7

Президент США Дональд Трамп заявил, что обязательно пригласит президента России Владимира Путина на встречу G7, которую американский лидер хочет провести после ноябрьских президентских выборов.


Культура Коллектив театра "Современник" с приходом Виктора Рыжакова разделился Коллектив театра "Современник" с приходом Виктора Рыжакова разделился

Несмотря на пандемию внутренняя жизнь театров не прекращается и бурлит вопреки здравому смыслу. Заявление об уходе из театра народного артиста России Сергея Гармаша, на котором держался репертуар, произвело эффект разорвавшейся бомбы.