3 марта 2011, Любовь ЛЕБЕДИНА

Их мало избранных...

Не так давно в Пскове, где старинные церкви, охраняемые ЮНЕСКО, устали ждать реставраторов, а разваливающийся на глазах театр, построенный в 1906 году, продолжает проводить Пушкинские фестивали, мне довелось услышать размышления Валентина Курбатова «

Спрашивается: почему известный писатель, член Общественной палаты решил поговорить о дружбе на фоне окружающей разрухи и удручающей бедности? «Как-то несвоевременно это в наш прагматический век», – подумала я тогда. Или решил соригинальничать, удивить столичных гостей: вот, мол, смотрите, какие мы тут все высокодуховные, не то что вы в Москве, где только и думают о деньгах, а дружба «замешана» на «нужности», подобно героям пьесы Александра Островского «Свои люди – сочтемся».

Их мало избранных.JPGНи для кого не секрет, что провинция находится в оппозиции к Москве: там же люди как сыр в масле катаются, а на периферии актеры по 7 тысяч получают. Будучи в командировках, мне не раз приходилось убеждать коллег, что есть две Москвы: одна с парадным фасадом, дворцами, лимузинами, и другая – за чертой бедности. Все равно не верят, потому что какой телеканал ни включи – сплошной гламур или «фрики» с жиру бесятся.

Это ведущему артисту Псковского театра Владимиру Свекольникову, получающему в месяц 10 тысяч рублей, ничего не надо объяснять. Не потому, что он святым духом питается, просто для него служение искусству нечто такое, без чего жизнь не в радость, а материальные блага… «По сути, человеку мало надо, если у него есть высокая цель, – говорит Свекольников. – С некоторых пор к нам стали приезжать молодые режиссеры, благодаря чему возникли новые идеи, и я вновь ожил. Опять же на фестивале появляются ученые, режиссеры, актеры, с которыми я много лет дружу, и это вселяет надежду, что мы нужны друг другу. Ведь, как говорил Александр Сергеевич: «Нас мало избранных».

Действительно, число «избранных» альтруистов уменьшается с каждым годом, над ними потешаются, но именно они держат на своих плечах убыточную культуру провинции. Ну о чем можно говорить, если бывший губернатор Псковской области с гордостью заявлял: «Я в театр никогда не ходил, но человеком стал». Что в этом случае делать местным писателям, музейщикам, актерам, как не объединяться? Не по принципу «остаточной культуры», а по интеллекту, по вере в духовное будущее России. Конечно, с лозунгами и транспарантами они не выходят на улицу, не пикетируют областное правительство. Просто за бесценок делают свое дело, дабы серая будничность не опускала людей «ниже плинтуса» и в ней появился какой-то смысл. Не хочется говорить пафосным языком, но сегодня половина России держится на таких культурных миссионерах.

То ли в Пскове воздух такой необыкновенный, то ли дух Пушкина витает над этой землей, но когда режиссеры приезжают сюда на постановки и видят убогие актерские ставки, то отказываются от высоких гонораров. Или другой пример: на фестиваль приехала Татьяна Доронина вместе с Валентином Клементьевым и в течение двух часов читали стихи Александра Сергеевича, Есенина, Цветаевой. Вы не поверите, но за этот вечер они не взяли ни копейки, хотя билеты продавались по 500 рублей – большие деньги для Пскова. Да и не могла Татьяна Васильевна этого сделать, поскольку пригласил ее давний друг Владимир Рецептер, вдохновитель и идейный руководитель фестиваля, с которым она когда-то играла в спектакле БДТ «Горе от ума». Да, жизнь их развела в разные стороны, Владимир Эммануилович даже написал книгу «Прощай, БДТ», но память о родном коллективе осталась, и связующая нить дружбы не прервалась.

Честно сказать, я не знаю, кто спонсировал приезд в Псков антрепризы «Арт-партнер ХХI» со спектаклем «Директор театра», где играют Игорь Костолевский, Михаил Филиппов и Михаил Янушкевич. Но я точно знаю: это трио никогда не допустит халтуры, поскольку их дружба сцементирована высокой профессиональной культурой. Именно поэтому классическое отравление Моцарта Сальери смотрится, как увлекательный психологический детектив с «заходами» в музыкальные импровизации. Недаром спектакль поставил руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман, предложив двум друзьям, Костолевскому и Филиппову, сыграть мучительный дуэт соперничества в искусстве, такой понятный им обоим в жизни. 

И вдруг совершенно неожиданно на фоне «гения и злодейства» по-новому высветилась история дружбы и ее конца Онегина – Ленского в опере «Евгений Онегин» Центра оперного пения Галины Вишневской, открывавшей фестиваль. Ведь спроси любую школьницу о пушкинском шедевре, и она непременно вспомнит письмо Татьяны и процитирует строки: «Но я другому отдана и буду век ему верна». А теперь вдумайтесь: когда начинает все рушиться в тихой усадьбе Лариных и Онегин резко меняет свой образ жизни? Правильно, после того как Евгений убивает на дуэли лучшего друга. Значит, для Пушкина случившийся конфликт стал предтечей большой трагедии, повлиявшей на дальнейшую жизнь всех персонажей, ибо ничто Александр Сергеевич не ценил так высоко, как дружбу. 

Великий Художественный театр тоже возник благодаря дружбе Станиславского и Немировича-Данченко. И был он силен до тех пор, пока их союз не стал разъедать червь сомнения, а возникшее недоверие не переросло в скрытую неприязнь, закончившуюся драмой для всего МХТ. Об этом много умных книг написано, но вот что интересно: любой репертуарный театр тоже держится на дружбе. Как только союз единомышленников распадается – жди беды. Что и случилось в ивановской драме, о чем мне рассказали во время псковского фестиваля, где коллектив показывал остроумно сделанную постановку Ириной Зубжицкой «Сказка о царе Салтане». На вопрос «Почему не приехал режиссер?» мне ответили, что она покинула театр и вряд ли вернется в Иваново, поскольку руководство города не посчитало нужным после гибели директора театра назначить ее художественным руководителем и теперь всем заправляет бывший завхоз. Вот те на!.. А я-то думала – с завхозами в искусстве давно покончено... И что же теперь будет с ивановским театром, куда пришла молодежь в надежде стать большими актерами? Кто их научит мастерству? По-видимому, местное управление культуры это не очень волнует, главное, чтобы здание содержалось в порядке, а спектакли – дело наживное. Да нет, «не наживное», это очень сложный процесс, и возможен он тогда, когда творцы доверяют друг другу, работают на одной волне. Впрочем, так обстоит не только в искусстве, но и в экономике, тем более в политике, и тут за примерами далеко ходить не надо. Поэтому выступление псковского писателя Валентина Курбатова касалось не только друзей Пушкина, а всех нас, поскольку «Священный долг дружбы» ко многому обязывает и спрашивает тоже многое.

Источник: Газета "Трибуна" №8 от 3 марта 2011 Темы: Курбатов Псков Дружба

В мире США на учениях сымитировали ядерный удар по России США на учениях сымитировали ядерный удар по России

США провели "небольшие" учения на случай российского ядерного удара по Европе и ответной атаки со стороны Соединенных Штатов, сообщил представитель Пентагона.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура На НТВ раскроют секретные планы ЮАР На НТВ раскроют секретные планы ЮАР

24 февраля в 23.20 на НТВ состоится премьера документального проекта Алексея Поборцева "Секретная Африка. Бомба в Калахари" из цикла "НТВ-видение".

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.