22 июля 2011, 13:20, Елена СТАРОСТЕНКОВА, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

На чем ездят россияне

По данным Ассоциации Европейского бизнеса, отслеживающей динамику спроса на российском рынке, продажи автомобилей в России в первом полугодии 2011 года уже выросли на 56%, уверенно перевалив за миллионную отметку. Можно не сомневаться, что спрос буде

Автор фото: Наталия Нечаева

Скорость, с которой у нас сегодня расходятся автомобили, заставила Минпромторг в очередной раз повысить прогноз их продаж в нынешнем году до 2,7 млн штук (на 23%). Это значит, что российский рынок, скорее всего, уже к весне следующего года достигнет предкризисного максимума в 2,9 млн продаж новых автомобилей.

Радует то, что особенно быстро растущий спрос смещается от столиц в регионы. Сегодня по темпам приобретения новых авто лидируют не Москва и не Питер, а Новосибирская область и Дальний Восток, а также южные регионы России. Столичные же парки становятся крупнейшими донорами вторичного рынка. Подержанные автомобили широким потоком идут из столиц теми же тропами, по которым раньше двигалась по стране колбаса.

Что немцу плохо

Статистика говорит, что у нас ценят в автомобилях вовсе не мощность двигателя, и даже не безопасность и комфорт. Наибольший успех в продажах сопутствует тем моделям, которые при равных ценовых параметрах более просторны. Так же, как американцы, многие наши соотечественники предпочитают внедорожники и кроссоверы. Пусть и движок будет не столь мощным, пусть за внешностью внедорожника скрывается душа робкого паркетника, но вот любим мы, чтобы сидеть было высоко, глядеть далеко, и рассекать пространства на авто с повышенным дорожным просветом. Собственно, и любовь к кроссоверам – одна из особенностей нашего национального автомобильного рынка. Автомобили же класса «А», то есть самые маленькие в сериях, созданные конструкторами специально для перегруженных мегаполисов, в нашем отечестве почти не пользуются спросом. Доля этих автомобилей вот уже лет десять не может подрасти от достигнутого показателя в 3% от общего объема продаж.

Что касается типа кузова, то здесь россияне предпочитают не хетчбэк, как в Европе, а седан. Вообще в глазах мировых автопроизводителей Россия – страна седанов. Почему? Нет ответа. А вот самый покупаемый двигатель – объемом 1,6 куб. сантиметров. Мощнее, может быть, и приятнее, но ведь бензина не напасешься. Совсем не так объемен кошелек российского потребителя, как запросы его души. Альтернатива – дизельный двигатель. Но с таким «движком» у нас покупают только половину от всех продаваемых внедорожников, тогда как европеец и стандартную легковушку предпочтет с дизелем. Автомобили же прочих классов – практически полностью с бензиновыми двигателями.

Автомобиль неубиенный

Даже 3 млн продаж новых машин в год очень не скоро изменят лицо российского автопарка, состоящего сегодня из 35 млн легковых автомобилей. Особенность состоит в том, что всяк (читай, автомобиль) в него попавший имеет шанс на бессмертие. Речь о немалом количестве старых машин в транспортном потоке на российских трассах. Об этом говорит такой скучный экономический показатель, как коэффициент выбытия старых машин. Он очень низкий по мировым стандартам: всего 3–4% в год старых машин снимается с учета в ГИБДД и выбывает из состава парка.

До сих пор свыше 40% составляют автомобили старше 20 лет, то есть произведенные до 1997 года. Это не только отечественные «жигули» и «лады», но и заграничные «тойоты», «фольксвагены» и прочие. Между прочим, часть изрядно подержанных машин западного производства были проданы в Россию, в том числе и потому, что уже не удовлетворяли принятым на Западе экологическим стандартам. Теснясь на улицах наших городов, эти автомобили делают воздух, которым мы дышим, никак не способствующим улучшению цвета лица.

Такова реальность, с которой мы пока не можем справиться. Установить же повышенные экологические стандарты, которые правительство все обещает, но откладывает уже в который раз на потом, не получается.

Повод задуматься

табл.2.JPGС одной стороны, состав нашего автопарка никак не позволяет рассчитывать на успех чисто административных запретов. Но главное – в нашей нефтедобывающей отчизне нет бензина нужного качества. Когда об этом говоришь в иностранной аудитории, ловишь сочувствующие взгляды коллег, подозревающих, что докладчик плохо знает иностранный язык и путается в словах и терминах. Им, как говорится, не понять.

Попытки правительства форсировать модернизацию российских НПЗ административными мерами, ощутимых результатов пока не дали. Бензин местами на время исчез вовсе, а потом все равно подорожал. Летом борьба правительства и нефтяного лобби перестала носить характер открытых военных действий, приняла более цивилизованные формы. Но накал ее не погас. Что-то еще будет.

И еще. Быстрорастущая автомобилизация – это не только свидетельство растущего нашего благосостояния, но и головная боль. В мегаполисах пробки становятся все более обычным делом, сегодня в них зависает деловая жизнь не только Москвы, но и Питера. В остальных городах-миллионниках ситуация пока лучше. Но и не в самых крупных городах – как в Краснодаре, к примеру, уже сегодня ситуация приближается к столичной. Тут есть над чем поломать голову градостроителям и властям. И некоторый пример недавно подал Китай. Там ввели ограничения, запрещающие семье приобретать более одного автомобиля. Результат – в стране, где семьи традиционно велики, сразу начал расти спрос на минивэны. Применим ли у нас китайский опыт? Но то, что пока никаких инициатив такого или иного рода не поступало, – точно. А может быть, уже пора?


табл.1.JPG


Политика Генсек ООН поддержал Россию после отказа США выдать визы дипломатам Генсек ООН поддержал Россию после отказа США выдать визы дипломатам

Генсек ООН разделяет позицию Москвы по проблеме невыдачи американских виз российским дипломатам для участия в работе Генеральной ассамблеи всемирной организации, заявил журналистам зампостпреда России при ООН Геннадий Кузьмин.

В мире На улицах Барселоны начались столкновения протестующих с полицией На улицах Барселоны начались столкновения протестующих с полицией

Полиция вытеснила демонстрантов от здания представительства правительства Испании в Барселоне, однако протесты перекинулись на соседние улицы, свидетельствуют кадры, которые транслирует телеканал 24 Horas.

Экономика Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ

За два года из Еврогазбанка было выведено 3,3 млрд гривен через кредитование структур, косвенно связанных с менеджментом банка. Об этом сообщает Фонд гарантирования вкладов.


Общество В Москве задержали четырех человек по делу о массовых беспорядках В Москве задержали четырех человек по делу о массовых беспорядках

В деле о массовых беспорядках в Москве появились шесть новых фигурантов, некоторые уже задержаны, сообщила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).