25 июля 2011, 11:54, Любовь ЛЕБЕДИНА

Пина Бауш вдохновила Виктюка

Свою последнюю премьеру «Король-Арлекин» по малоизвестной в России пьесе Рудольфа Лотара скандальный режиссер посвятил незабвенной Пине Бауш, открывшей новую страницу в современной хореографии. «Но причем здес

Все дело в том, что начиная с легендарных «Служанок», объехавших весь мир, где пластический рисунок имеет первостепенную роль, Виктюк не то чтобы увлекся акробатикой, но понял: сегодня гибкое тело артиста может «сказать» больше, чем слово. К тому же зрители устали от назидательных речей, им хочется праздника, острых ощущений, веселья, красоты. И вот эту красоту, помноженную на занимательную интригу, почти что детективную, связанную с кровавыми интригами у трона, он и представляет в остросюжетном спектакле, похожем на трагический карнавал. Ну а Пина Бауш, два года назад ушедшая от нас, как бы помогает режиссеру своим спектаклем «Кафе Мюллер» продлить очарованье вечного движенья, кружения судьбы и веры в будущее. Поэтому не случайно в «Короле-Арлекине» Виктюка выставлены фотографии танцующей Пины. Не случайно на сцене нагромождены горы стульев, о которые все спотыкаются. Не случайно босые женщины одеты в рубища, а мужчины в обтягивающие трико, словно эквилибристы под куполом цирка. Все это было у гениальной Бауш, а Виктюк, не боясь обвинений в плагиате, хочет продолжить ее традиции и пойти дальше, соединив пластический театр с драматическим. Ибо верит: когда заканчивается земной путь человека, то его дух продолжает жить и он все видит. Скажете, мистика? Я не знаю, как это называется, но знаю точно: память – она тоже живая, и Виктюк своим спектаклем это доказал. Для этого ему надо было воспитать своих актеров: бесстрашных и сильных, как у Пины Бауш, тонких и звонких, чутких и нежных, способных передать весь спектр эмоций и чувств через «говорящее» тело, музыку и тембр голоса, ритм диалогов. Когда Арлекин в феерическом исполнении Дмитрия Бозина на метровых ходулях переворачивается в воздухе – это не выглядит специальным аттракционом, потому что главная его цель – уговорить друга подыграть в разоблачении заговора, так как убитый им наследник трона теперь он, скрывающий лицо под маской. Вообще маска – чуть ли не главный «персонаж» в спектакле. Она может быть железной, как у самонадеянного сына королевы Боэмунда (Кирилл Рубцов), олицетворяя его жестокий характер и грубый натиск. Есть и другая разновидность маски, например карнавальная, с блестками и перьями, длинными носами и дразнящими языками, помогающая скрыть истинное настроение, злость, ненависть, зависть. Тема дуализма, раздвоенности личности, двойственной морали и аморальной власти разыгрывается в данном представлении весьма искусно, без грубого нажима и указующего перста. Мол, чего с нас, лицедеев, взять, мы трубадуры, призванные развлекать, и к политике не имеем никакого отношения. Но это только лукавство или все то же притворство, ибо политический театр куда изощреннее, чем у актеров. И если лицедеи в масках всего лишь продают искусство, но при этом стараются не продавать свою душу, то короли давно заложили души в ломбард всесильной власти и превратились в марионеток, которых дергает за ниточки равнодушный дьявол. Именно поэтому пластика придворных дам напоминает заводных кукол, а когда механизмы выходят из строя, то застывают в экстравагантных позах манекенов из модных бутиков. Все они разговаривают писклявыми голосами, словно у них свистульки в горле, даже ослепшая королева в исполнении Людмилы Погореловой движется по сцене, как в летаргическом сне, и по жилам у нее течет не кровь, а водица. Что и говорить: захватывающее это зрелище. Порой мне чудилось, будто я оказалась на городской площади в средние века, где лицедеи разыгрывают притчу о влюбленном псевдокороле, а в это время инквизиция готовит костер для еретиков-актеров. Чего только не надумаешь под воздействием режиссерской палочки Романа Виктюка, которому так сегодня не хватает Пины Бауш.


Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Театральный мост "Берлин-Москва". Театральный мост "Берлин-Москва".

В Берлине завершился 3-ий международный театральный фестиваль "Мир русского театра", в котором приняли участие спектакли из Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Франции, Дании, Финляндии на русском языке.