27 июля 2011, 16:03, Анна ЧУПРИЯН

Черная дыра в миниатюре

Длинные очереди в кассы обновленного Московского планетария отчетливо напоминают те, что тянулись когда-то в мавзолей. Родители с детьми, формальная и неформальная молодежь, солидные представители среднего возраст

Музей, где каждый экспонат не сопровождается угрожающей табличкой «Руками не трогать!», в России, да и во всем мире, большая редкость. «Лунариум» – один из выставочных разделов Московского планетария – разрушает все догмы привычной музейной этики. Трогать руками здесь не только можно, но и нужно. Узнать свой вес на других планетах, изучить карту созвездий, измерить звуковую волну или, как заправский волшебник, разметать молнии плазменного шара – все это доступно в интерактивной части планетария, где самые известные законы физики предстают не в виде сухих формул, а реальном, живом, наглядном воплощении.

Черная дыра в миниатюре.JPGВ «Лунариуме» собственными руками легко создать огромную морскую воронку и посмотреть на нее изнутри. Выглядит это так: ко дну здоровенной колбы с ярко окрашенной водой приделаны лопасти, которые раскручиваются с помощью внешнего рычага. Пара секунд работы – и мы получаем красивейшую, подвижную, спиральную воронку, затягивающую в себя все предметы, до того мирно плавающие на поверхности. Кстати, этот экспонат называется «Черные дыры». Попав в черную дыру (где действие гравитации возрастает настолько, что подчиняет все остальные силы во Вселенной), ничто не сможет противостоять ее притяжению – даже свет.

Среди множества других «научно-игровых автоматов» в особенный восторг приводит уменьшенная копия одного из самых страшных стихийных бедствий на земле – торнадо. Снизу мини-лаборатории подается холодный воздух, сверху – пар, и прямо на наших глазах узенькие разнотемпературные потоки начинают закручиваться между собой, принимая вид регулярно обрушивающегося на США урагана… Словом, никогда еще уроки физики, астрономии и биологии не проходили так увлекательно.

Но, конечно, у интерактивного музея есть и свои недостатки. После нашествия очередной группы юных испытателей часть экспонируемых предметов попросту выходит из строя. Рассчитать аппараты на бесчисленное количество нажатий, дерганий и раскручиваний в день ученым-технологам планетария пока не удается.

Между тем самое серьезное достижение астрономического музея и самая популярная его часть – это новый Большой Звездный зал, в центре которого находится купольное проекционное полотно. Сложно поверить, но знаменитый купол столичного планетария изнутри представляет собой матерчатый киноэкран. Почти сразу после открытия в 1929 году в планетарии начались конструкторские работы по созданию «живого неба», усилению эффекта присутствия. Через пять лет на его куполе уже мерцали звезды, плыли облака, колыхались полярные сияния. Ничего подобного до конца 1950-х годов не было ни в одном планетарии мира.

Сегодня Звездный зал самый большой в Европе. Диаметр его купола-экрана – двадцать пять метров. Картинка усыпанного звездами черного неба и эффект полета далеко за пределы Солнечной системы достигается с помощью уникального оптико-волоконного аппарата – «Универсариум М 9». На сеансах научных фильмов перед полулежащими в креслах зрителями разворачиваются картины юной, еще необитаемой Земли, мощнейших космических взрывов и столкновений, сценарии развития Млечного Пути, который, по версии ученых, в будущем столкнется с ближайшей галактикой Андромеды. Кто знает: выживет ли Земля в результате этих гигантских космических «перестановок»?

Сказать, что реконструкция пошла планетарию на пользу, значит не сказать ничего. Площадь комплекса увеличилась более чем в пять раз (с трех до семнадцати тысяч квадратных метров), «потянув» за собой колоссальное расширение внутреннего наполнения. Теперь в планетарии открыты новые зоны: Малый Звездный зал, две обсерватории, музей Урании, 4D-кинотеатр.

Кстати, в честь открытия обновленного планетария в экспозицию передали подлинный артефакт советской космической программы – спускаемый аппарат космического корабля «Восток 3КА-2». До того, как раритет оказался здесь, он был выкуплен бизнесменом Евгением Юрченко из частной зарубежной коллекции на аукционе «Сотбис».

После семнадцати лет капитального ремонта и полного переосмысления музейной концепции Московский планетарий, которому в этом году исполняется 82 года, стал тем, чем задумывался, – крупнейшим в стране центром популяризации естественных знаний и любви к Вселенной, помноженной на жажду научных открытий.

Политика В Совфеде невыдачу дипломату визы в США назвали политическим хамством В Совфеде невыдачу дипломату визы в США назвали политическим хамством

Вашингтон не заинтересован обсуждать с Москвой тему разоружения, отказ в визе США главе делегации РФ - это политическое хамство, заявил в среду член международного комитета Совфеда Олег Морозов.

Экономика Банки хотят компенсаций в случае отмены комиссий по платежам ЖКХ Банки хотят компенсаций в случае отмены комиссий по платежам ЖКХ

Российские банки в случае полной отмены комиссий с населения по платежам ЖКХ хотят компенсировать издержки, которые они несут по обеспечению приема платежей, например, взимать комиссию с получателей.

Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура "Моральному кодексу" 30 лет "Моральному кодексу" 30 лет

Вряд ли среди современных рок-групп найдется такой долгожитель, как "Моральный кодекс", прежние хиты которого, созданные еще в начале 90-х годов не утратили своего очарования и эмоциональной заразительности. Поэтому эти хиты нельзя назвать старыми, они живые и по-прежнему любимы миллионной аудиторией меломанов.

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.