16 августа 2011, 13:54, Антонина КРЮКОВА

Аниматоры не теряют надежды

В начале июня этого года исполнилось 75 лет «Союзмультфильму», одной из крупнейших анимационных студий страны, образованной в 1936 году. Правда, эпитет «крупнейшая» относится к прошлым временам, когда на «Союзмультфильме» кипела ра

Нынешний юбилей получился грустным, потому что для подведения итогов и радости, вызванной успехами студии, повода не нашлось – с 1991 по 2010 год на «Союзмультфильме» было произведено всего-то 158 мультфильмов, а это значит, что средняя годовая производительность за двадцать лет составила лишь 7–8 проектов, то есть производство студии в сравнении с советским периодом сократилось в десять раз. В прошлом году здесь выпустили шесть короткометражек, общая продолжительность которых составила 65 минут, что опять же в десять раз меньше возможностей современных анимационных студий. Из громких картин, которые сегодня находятся в производстве «Союзмультфильма», известна разве что «Гофманиада» режиссера Станислава Соколова и художника Михаила Шемякина, работа над которой из-за постоянно заканчивающихся денег, затянулась на долгие годы. А уж о том, чтобы, как в прежние времена, выпускники ВГИКа снимали на той студии свои дебюты и студенты проходили практику, речь не может идти вовсе.

Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и это «место» сегодня заняла американская мультипликация. Достаточно сказать, что в прошлом году лидерами кинопроката стали «Шрек навсегда», собравший более полутора миллиардов рублей, и «Алиса в Стране чудес», у которой 1,235 миллиарда.

Свою обеспокоенность отсутствием нормального производства на «Союзмультфильме», недостаточным финансированием, уходом мастеров, катастрофическим положением, сложившимся с подготовкой кадров для анимационной отрасли, ведущие российские аниматоры в середине мая выразили в письме, адресованном руководству страны. Его реакция, на удивление, не заставила себя долго ждать: уже в конце июня председатель правительства РФ Владимир Путин встретился с встревоженными аниматорами, где признался, что прочитал их письмо, завалявшееся среди бумаг, по дороге в аэропорт. Выходит, что не представься такой случай, «крик души» аниматоров так и не был бы услышан.

Судьбоносная для аниматоров встреча с премьер-министром, который один решает сегодня все проблемы, связанные с кинематографом, получилась на редкость конструктивной, если иметь в виду мгновенно принятые решения главой правительства. Путин оценил значение этого искусства такими словами: «Хороший мультфильм – полноформатный или короткий – может заменить десятки талантливых педагогов. Потому что при правильном прокате его смотрят миллионы. И если это талантливое произведение, то, безусловно, оно закладывает самые важные, самые нужные, фундаментальные основы в сознание ребенка, формирует его мировоззрение. Но кроме всего прочего, это интересно и приятно смотреть, красиво».

Во-первых, премьер-министр пообещал к 257 миллионам рублей, которые отрасль получила в этом году от Министерства культуры, выделить на анимацию еще полмиллиарда, а в следующем предусмотрена и вовсе солидная сумма – 1,5 миллиарда. Во-вторых, будет проработан вопрос о создании Центра российской анимации, идея которого давно витала в воздухе, но на этой встрече наконец-то обрела какие-то конкретные очертания. Кроме того, появится возможность проката анимационных фильмов в залах, строительством которых сегодня занимается компания «Кино Сити». И, в-третьих, принято решение о ликвидации Объединенной государственной киноколлекции, организованной на базе «Союзмультфильма» несколько лет назад будто бы во благо и аниматорам, ожидавшим отчисления за использование ОГК их произведений, и самим произведениям, которые должны были быть отреставрированы и вообще приведены в подобающий вид. Однако, как оказалось, права художников всячески попирались, и никаких денег они так и не увидели. По словам режиссера Юрия Норштейна, «выплаты были смехотворные». Теперь же все права на киноколлекцию будут переданы Госфильмофонду, что вполне оправданно.

После встречи мастеров мультипликации с премьер-министром прошло почти два месяца, и мы поинтересовались у некоторых из ее участников, предприняты ли уже какие-то конкретные шаги по тем решениям, которые были озвучены в Белом доме.

Юрий НОРШТЕЙН:

– То, что на наше письмо власть обратила внимание, случай совершенно невероятный – до этого было семь или восемь обращений в разные инстанции, оставшихся без ответа, поэтому молниеносная реакция Путина нас чрезвычайно удивила. Но я давно живу и скептически отношусь ко всякого рода захлебам. Дело же не в «Союзмультфильме» и не в анимации, а в отношении власти и страны к культуре. Вот сейчас опубликовано письмо о судьбе «Ленфильма» за подписью Алексея Германа и Александра Сокурова: студию готовят к продаже, а это значит, что она, скорее всего, перестанет существовать. Я считаю, что наша культура уже много лет находится в оккупации. Ведь о культуре, о последствиях такого отношения к ней никто не думает, а думают только о том, как срубить деньги. Мы насыщаем страну бескультурьем – вот в чем беда. То, что недавно происходило в Лондоне, ожидает и нас. Конечно, что касается культуры, в частности кинематографа, зависит от руководства страны, но в большей степени – от нас самих: нельзя молчать – надо действовать.

Эдуард НАЗАРОВ:

– О результатах встречи, кроме слов, сказанных там, пока ничего не известно. Молчать мы, конечно, не будем, но и особого влияния на нынешнее положение с анимацией вряд ли дождемся. Ведь на протяжении почти двух десятков лет мы писали властям неоднократно, и только последнее письмо возымело на них какое-то воздействие. Сейчас на «Союзмультфильме» ситуация просто аховая – практически студии нет: там работает человек десять, производство фильмов остановлено, потому что нет субсидий, никаких курсов аниматоров, которые были раньше, тоже нет. Обещано много, но как технически это будет осуществляться, – еще вопрос. Остается, как всегда, только надеяться, русский человек без надежды не живет.

Леонид ШВАРЦМАН:

– Кое-что на «Союзмультфильме» мы предпринимали своими силами: пытались возродить то, что было раньше – худсовет, курсы анимации. Были попытки освободиться от киноколлекции, которая занимает большую часть территории студии. Проблем там много. Срочно надо решать вопрос об авторском праве всех участников создания мультфильма: сценариста, режиссера, художника, композитора. Конечно, многое зависит и от нас. Недаром же премьер-министр, когда речь зашла о доходах киноколлекции, упрекнул нас в инфантильности: «Вы же взрослые люди, – сказал он, – вас грабят, а вы молчите». Хочу надеяться, что изменения все-таки произойдут, но, как и в какие сроки, сказать трудно, потому что это большой и длительный процесс.

Андрей ХРЖАНОВСКИЙ:

– Решения, принятые на встрече с премьер-министром, сейчас в стадии разработки. То есть образно выражаясь, нога, которая шагает, пока еще не ступила на твердую почву, а находится в воздухе. Всеми вопросами будет заниматься рабочая группа, которая создается во главе с вице-премьером Александром Жуковым. Мы ждем, надеемся, что все получится.


Политика Зеленский прокомментировал возможность возвращения России в G8 Зеленский прокомментировал возможность возвращения России в G8

Президенты Украины Владимир Зеленский прокомментировал в своем фейсбуке возможность возвращения России в G8, выразив мнение, что это станет возможным только после "возвращения" Крыма и прекращения конфликта в Донбассе.


Культура Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить. Второй раз Пускепалису в Волковском театре должно пофартить.

После конкурса кандидатов на должность художественного руководителя первого русского театра имени Федора Волкова, объявленного Министерством культуры Р.Ф, победил Сергей Пускепалис, пребывающий в должности заместителя по творческим вопросам Эдуарда Баякова с декабря 2018 года в МХАТе имени Горького.