24 августа 2011, 13:54, Мария БЕЗРУК, Любовь Лебедина

«Фауст» по-венециански

31 августа в Венеции откроется 68-й Международный кинофестиваль, входящий в тройку самых престижных кинофорумов мира. Россию в программе основного конкурса представит Александр Сокуров с картиной «Фауст». На фестивале также будет показана лента росси

Председателем жюри на киносмотре нынешнего года станет режиссер Даррен Аронофски, чей «Рестлер» был отмечен главной наградой фестиваля – «Золотым львом» – в 2008 году. Откроется фестиваль новой картиной Джорджа Клуни «Мартовские иды». Почетная премия за вклад в мировое киноискусство будет вручена на открытии выдающемуся американскому киноактеру Аль Пачино.

Фауст по венециански2.JPGПрограмма основного конкурса традиционно изобилует звездными именами. За главный приз поборется 21 картина из разных стран мира, в том числе «Опасный метод» Дэвида Кроненберга (Германия – Канада), «4:44. Последний день на Земле» Абеля Феррары, «Темная лошадка» Тодда Солондза (США), «Стыд» Стива МакКуина (Великобритания), «Беспринципная жизнь» Джонни То (Гонконг), «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона (Великобритания – Германия), «То лето страсти» Филиппа Гарреля (Франция), а также новая лента мастера психологического триллера Романа Полански «Бог резни», созданная режиссером после заточения. Фильм снят по пьесе французского драматурга и актрисы Ясмины Резы. Школьная драка двух подростков оборачивается бедой для их родителей. В образе двух враждующих супружеских пар зрители увидят блистательный квартет – Кристофа Вальца, Кейт Уинслет, Джоди Фостер и Джона Си Райли. В России картина будет показана в начале декабря. На премьеру ожидается приезд самого маэстро Полански, обожаемого российскими киноманами.

 

Участие в конкурсной программе фестиваля картины «Фауст» Александра Сокурова до последнего момента было под вопросом, ибо Минкульт долгое время отказывался финансировать завершение работы над фильмом – бюджет картины и без того составил немалую сумму в 12 миллионов евро. Для съемок была построена гигантская декорация средневекового города, поглотившая львиную долю финансирования. Изначально картина планировалась к участию в Каннах: дирекция киносмотра очень ждала ленту, однако режиссер не имел возможности закончить ее к маю. К счастью, ситуация разрешилась в пользу искусства, и мэтр успел завершить работу к Венецианскому кинофестивалю буквально «на бреющем полете».

В основу фильма легла хрестоматийная драма Иоганна Вольфганга Гете. По задумке режиссера, «Фауст» должен стать завершающей частью тетралогии о природе зла, сотканной из его фильмов «Молох», «Телец» и «Солнце». Главную роль в картине исполнил немецкий актер Йоханес Цайлер. Во время кинофорума в Санкт-Петербурге режиссер в одном из интервью заметил: «В российском прокате картина эта не нужна, с ТВ мы пока не договорились. Картина снята на немецком языке, но у нас есть одна копия с русским закадровым озвучанием. Постараемся показать ее в разных городах, например в Ульяновске, Ангарске. В помощи со стороны Министерства культуры нам отказано».

Не исключено, что именно эта ситуация послужила одной из причин недавнего конфликта, разгоревшегося на «Ленфильме», когда Алексей Герман и Александр Сокуров выступили с официальным письмом премьеру Владимиру Путину. Режиссеры высказали резкую позицию в отношении слияния «Ленфильма» с частной кинокомпанией «Всемирные Российские Студии» (RWS). Опасения мэтров небеспочвенны: в случае, если слияние произойдет, библиотека «Ленфильма» безвозвратно перейдет в частные руки, а некогда одна из крупнейших киностудий страны полностью растворится в фабрике киномыла. Так или иначе, крупная награда Сокурова на Венецианском фестивале могла бы сыграть не последнюю роль в развитии этой истории. Так же как и выступление фантастической драмы Алексея Германа «Трудно быть Богом» на одном из крупнейших киносмотров мира: Канны и Венеция на протяжении десяти лет борются за картину. Однако режиссер пока не готов показать ее миру. Возможно, к следующему Венецианскому фестивалю Алексей Алексеевич закончит работу, и Россия вновь будет представлена в основном конкурсе лентой, за которую не стыдно. 

комментарий

Заслуженный артист России Леонид Мозговой об Александре Сокурове и фильме «Фауст».

– О том, что Александр Сокуров специально для меня придумал три роли в «Фаусте», я узнал совершенно случайно. В позапрошлом году мы неожиданно встретились в Большом зале филармонии на концерте Слонимского. Обнялись, разговорились. Во время беседы Александр Николаевич как-то беспокойно ерзал, а потом вдруг сказал: «Не хотел говорить, но не утерплю: я вам придумал три роли в «Фаусте».

Итак, в «Фаусте» я перевоплощаюсь сразу в трех персонажей, один из которых – женщина. Кто видел фильм, говорят, что это что-то потрясающе. Снимали картину в Чехии, под Прагой, в старинном замке, который наши художники преобразили в средневековый город. В основном все актеры, снявшиеся в ленте, – зарубежные, и самого Фауста играет австрийский актер. Кстати, на фильм обратил внимание сам Владимир Путин. Композитор и продюсер «Фауста» имели с премьер-министром встречу, после которой Путин дал картине особую рекомендацию на бизнес-форуме в Германии. В шутку можно даже сказать, что главным продюсером «Фауста» стал глава правительства России.

Сниматься у Сокурова – большое счастье. В общении с актерами он удивительно теплый, тонкий, деликатный. Я знаю его двадцать лет – и он не только никого не оскорбил ни разу, он даже голоса не повысил. Сокуров – человек мирового масштаба. Александр Николаевич был единственным из кинематографистов, кто удостоился аудиенции Папы Римского Бенедикта XVI и получил от него «Премию Третье тысячелетие» – «за глубокое раскрытие темы жизни и смерти, любви и человеческого бытия» в фильме «Мать и сын».

Говорят, у него много врагов. А все потому, что многие завидуют его таланту и независимости. Он совершенно свободен в своих суждениях, а по глубине осмысления истории (он же по первому образованию – историк) Сокуров – человек эпохи Возрождения.

Конечно, его фильмы – не для всех. Как выразился как-то Алексей Герман-старший – «филармонический кинематограф Сокурова». Действительно, это кино для людей, которые ходят в филармонию и Русский музей, которые читают толстые книжки... И его союз с кинодраматургом Юрием Арабовым, который готовил сценарий и для «Фауста», приносит прекрасные плоды.

Нашим первым с Сокуровым фильмом стал – «Камень» о Чехове, по сценарию того же Юрия Арабова. К сожалению, в России его почти никто не видел. Говорят, им заинтересовались американцы. Снимали мы в Ялте, и я сидел за столом Чехова, был в его комнате несколько часов один… Это нельзя передать словами. Потом последовали роли в фильмах «Молох» и «Телец», где я сыграл Гитлера и Ленина. Это была задумка Сокурова – сделать цикл фильмов, объединенных темой «человек и власть». В Каннах «Ленину» устроили пятнадцатиминутную овацию. Кстати, в «Тельце» Сокуров работал и как оператор тоже. Хотя до этого он перенес тяжелую операцию на глазах. Он мужественный, настоящий человек.

Теперь будем ждать Венецианского кинофестиваля и долгожданного показа «Фауста».


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.