14 сентября 2011, Наталья ВЕРСТОВА

«Заяц», будь человеком!

В России ежедневно железнодорожным транспортом пользуется примерно 20 процентов населения. А значит, проблемы, которые возникают в этой сфере, относятся к первоочередным. Какой может быть формула их решения? Ответ

Надо сказать, к обсуждению проблематики железнодорожного транспорта ОП возвращается регулярно. Последний раз это было связано с серьезными изменениями, которые происходят в сфере пригородных перевозок. Как известно, они являются для железнодорожников убыточными. Правительством было принято решение, что регионы станут полностью возмещать разницу железнодорожным компаниям между тарифами на перевозки и экономически обоснованной стоимостью проезда. Тем самым компенсировать убытки, которые несет РЖД от пригородных пассажирских перевозок. Однако подавляющее большинство регионов заявило, что не в состоянии это сделать. Хотя, надо подчеркнуть, от самой поставленной задачи они не устранялись. Фактически по всей стране была проведена серьезная оптимизация пригородного сообщения. Это заключалось и в сокращении числа вагонов, и поездов, и маршрутов… Регионам оказал значительную финансовую поддержку и федеральный центр. И вот результат… Как сказал председатель Дорожной профсоюзной организации Октябрьской железной дороги, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Белозеров, «если ранее тарифы на пригородные поезда росли по 10–15 процентов в год, то в нынешнем году проезд подорожал лишь на 3,5 процента». 

Заяц.JPGОднако сама проблема возмещения убытков железной дороги для регионов не отпала. По мнению члена ОП Натальи Вавилиной, для ее решения необходимо заменить систему субсидий для субъектов РФ субвенциями, то есть создать механизм, который будет способствовать их лучшему взаимодействию с перевозчиком. Важно и то, что вопрос совершенствования пригородного сообщения лежит и в правовой плоскости. Вот почему на слушаниях не раз звучали предложения о внесении корректив в нормативную базу, вплоть до разработки закона о пригородном сообщении.

Еще одна беда – безбилетники. Каждый пятый человек в нашей стране регулярно пользуется железнодорожным транспортом, и каждый шестой из этой армии пассажиров не платит за проезд. Понятно, какие колоссальные убытки несет из-за этого железная дорога. Но как заставить «зайцев» вести себя по-человечески? По мнению директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Сергея Тугаринова, необходимо десятикратное увеличение штрафов за безбилетный проезд. Прозвучали предложения, чтобы таких людей ловили представители транспортной полиции, само нарушение вывести из сферы административной ответственности в гражданско-правовую.

Все идеи, прозвучавшие на слушаниях, будут рассмотрены, а итоговый документ разослан в заинтересованные ведомства. Как сказала член ОП Залина Медоева, «Общественная палата – это площадка для выработки солидарного решения. Оно должно учитывать потребности общества, возможности российских железных дорог и поддержку государства».

прямая речь

Олег ТРУДОВ, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий:

– Необходимо закрепить процедуру госзаказа для перевозчика и оплаты, выделив в особый раздел межсубъектные и социально значимые перевозки. Очень важно, чтобы формирование тарифов стало абсолютно прозрачным. Они должны публиковаться в СМИ, вывешиваться на сайте компаний-перевозчиков. В целом к вопросам транспорта в регионах надо подходить более гибко. Для иных мест куда выгоднее, например, автобусное сообщение, нежели железнодорожное. Соответственно, то, что актуально, давайте и развивать. И всегда приоритет должен отдаваться социально значимым перевозкам.

Источник: Наталья ВЕРСТОВА Темы: Железнодорожный транспорт ОП РФ

Политика Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ

При взаимодействии с Россией Брюсселю необходимо придерживаться баланса между санкциями и сотрудничеством в вопросах, представляющих интерес для Евросоюза.

В мире В столице Индии сгорело более тысячи хижин В столице Индии сгорело более тысячи хижин

Более одной тысячи хижин сгорело в делийском районе Туглакабад на юго-востоке города во вторник ночью, по предварительным данным, пострадавших нет, сообщает телеканал Zee news.

Экономика "Газпром" остановил транзит газа через Польшу "Газпром" остановил транзит газа через Польшу

Прокачка газа через польский участок газопровода "Ямал-Европа" во вторник утром полностью прекратилась, свидетельствуют данные оператора Gascade, принимающего газ на территории Германии.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура Фестиваль "Большой экран" откроет дверь в кинобизнес Фестиваль "Большой экран" откроет дверь в кинобизнес

Одна из крупнейших киносетей России "Мираж Синема" совместно с продюсерским центром Potential объявили о создании онлайн-фестиваля российского кино "Большой экран". Главным призом фестиваля станет широкий прокат с рекламной поддержкой фильмов-победителей в сети кинотеатров "Мираж Синема".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.