31 октября 2011, 12:56, Любовь ЛЕБЕДИНА

О бедном актере замолвите слово

Любовь ЛЕБЕДИНА, обозреватель газеты "Трибуна": Шестой съезд Союза театральных деятелей России закончился выбором нового председателя, а точнее, переизбранием прежнего – Александра Александр

Автор фото: Наталья НЕЧАЕВА

Держа руку на пульсе всех театров и своего «Et Cetera», он прекрасно понимает, чтобы сохранить репертуарные театры, – необходима реформа. Внедрение контрактной системы, обязательная кадровая политика и ради этого, наверное, стоит создать общую дирекцию, но самое главное – постараться убедить правительство, что государственные субсидии для Мельпомены – это не выброшенные на ветер деньги, а то, что превращает толпу в народ, служит просвещению. Ведь ни для кого не секрет, что рыночная экономика здорово снизила творческий потенциал коллективов, вынужденных работать на кассу и отвечать низкопробным вкусам публики; что театры больше не реагируют на болевые вопросы современности, и то, что не удалось сделать советской цензуре – сломить свободолюбивый дух художников, удалось дикому капитализму.

Так что же делать? – Извечный русский вопрос и решить его в одиночку невозможно, как думают некоторые лидеры столичных театров, фактически проигнорировавшие съезд, в надежде, что они сами поладят с новым руководителем Московского департамента по культуре и им будут выделены особые льготы. Ничего не получится, господа хорошие! Ибо у чиновников от культуры нет законов, предотвращающих чехарду со сменой худруков и директоров из-за прихоти взбунтовавшихся актеров, которые могут десятилетиями не выходить на сцену, получать зарплату и от безделья строить козни. Волна театральных бунтов, прокатившихся по Москве в конце прошлого сезона, явно подтверждает, что художественные авторитеты уже не действуют, когда речь заходит о материальной выгоде. Вертикаль власти в театральных организмах тоже порушена, точнее, перекошена, поскольку ключи от сейфа находятся у директоров, а худруки без права подписи, для антуража. Не потому ли в Театре имени Маяковского после снятия Сергея Арцибашева возник новый конфликт между пришедшим Миндаугасом Карбаускисом и директором, где третейским судьей опять выступает Комитет по культуре, вызывая огонь на себя в отсутствие буквы закона.

Честно сказать, я ничуть не удивилась, когда Олег Басилашвили выступил на съезде против контрактной системы, так как в БДТ все важные вопросы решает художественный совет, в основном состоящий из актеров. Ибо сладкое бремя власти весьма привлекательно, и многие рассматривают репертуарный театр в виде актерской диктатуры. Несомненно, сильный актерский ансамбль определяет творческое лицо театра, но не менее важно, кто его ведет, какими идеями наполняет. Сегодня, когда институт главных режиссеров разрушен и приходят случайные люди, без своей программы и видения будущего коллектива, театр превращается в то самое учреждение, которое обслуживает зрителей по принципу «чего изволите». Именно поэтому Александр Калягин так много говорил о подготовке главных режиссеров и о воспитании творческих лидеров.

Чем больше я думаю о съезде СТД, тем больше прихожу к неутешительному выводу – необходим он был в первую очередь провинции. Не потому, что московская элита посчитала его пустой тратой времени и в итоге собралась лишь маленькая горстка руководителей театров, основные же флагманы типа МХТ, Вахтанговского, Моссовета, Ленкома кулуарно решали свои проблемы. Дело в том, что разбросанные по всей России театральные княжества нуждаются в объединении и помочь им может только СТД. Не Министерство культуры, которое курирует федеральные театры, отдав на откуп регионам областные и городские коллективы, а Союз. Ведь их благосостояние полностью и целиком зависит от вкусов и пристрастий губернаторов, наличия или отсутствия культурной политики на местах, и случись какой конфликт, защиту можно найти только в СТД. «Впрочем, о какой региональной культурной политике можно говорить сегодня, если она отсутствует в масштабах всей страны», – с горечью констатировал Калягин, гордясь тем, что наконец-то удалось пробить Концепцию развития театральной культуры до 2020 года.

Итак, в отличие от кино, театр не назовешь крупным производством, разве что маленьким цехом, где за небольшие деньги «куются» спектакли, которые могут идти и год, и два, и десять лет, и впоследствии окупаться или не окупаться. Это напрямую зависит от театральных традиций, заложенных в конкретном городе, любит зритель свой театр или не любит. Кажется все очень просто – делай хорошие спектакли, и народ к тебе потянется… Но это легко сказать, а вот сделать… Не всякий режиссер поедет в тьмутаракань за маленький гонорар ставить спектакль (да и где этих постановщиков взять, если в двух столицах с ними проблема), не всякий актер после окончания московского вуза согласится вернуться в родной город, ведь там, кроме театра, и подработать негде, да и не каждый человек захочет тащиться на премьеру, когда у него под боком телевизор и сто программ, выбирай – не хочу. То ли дело – столичная антреприза с известными артистами. Хотя и дорогие билеты, не то что в своем театре, а будет чем похвастаться перед коллегами и тем самым «высказать» свою культуру. Таким образом, 75 регионов России живут своей жизнью, а Москва и Петербург – своей. И контраст между ними разительный, начиная с заработной платы от 12–15 тысяч у актеров и заканчивая минимум средств на художественное оформление, где на все про все дается 500 тысяч рублей, и крутись, как хочешь… То ли костюмы шей, то ли декорации делай. Но и это не все. Поскольку губернатор хозяин – барин, то может закрыть Дом актера и передать освободившееся здание другому ведомству, как это случилось в Волгограде, или заставить директора театра перейти на автономное существование, не спрашивая, выгодно это коллективу или нет.   

В России 700 государственных театров. Много это или мало? Если учитывать ее просторы и огромное население, то мало, а если подсчитывать, сколько средств уходит на их содержание, то много. Вот и приходится деятелям сцены каждый раз доказывать новому правительству, что без театра Россия перестанет быть культурной державой. Что Союз театральных деятелей был организован не в сталинские времена, в виде надсмотра над неуправляемыми художниками, а 135 лет назад, где в уставе Театрального общества значились два главных пункта: содействовать всестороннему развитию театрального дела и благотворительной помощи актерам. Вот этим в ближайшие пять лет и будет заниматься вновь избранный секретариат СТД во главе с Александром Калягиным.


Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Смерть человека, как смена времен года Смерть человека, как смена времен года

Художественный руководитель Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис вместе с молодыми актерами, часть из которых его студенты ГИТИСа, переложили на язык сцены роман Уильяма Фолкнера "Когда я умирала", написанный в монологах, дав спектаклю новое название "Йокнапатофа" - несуществующего округа в Миссисипи на юге США.

Спорт В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта

В Международной ассоциации студенческого спорта (FISU) поделились мнением о назначении Олега Матыцина на пост министра спорта. Об этом сообщает пресс-служба организации.