3 ноября 2011, 14:12, Владимир Назаров

Кризис туристу в помощь

Говорят, для туристических компаний существуют только два сезона – лето и зима. А осень и весна – межсезонье, когда подводятся итоги «урожая», собранного в перио

Кризис туристу в помощь Автор фото: Наталия НЕЧАЕВА

Между прочим, в этом году россиян, которые предпочли отдохнуть за границей, было в полтора раза больше, чем в 2010-м. Тем не менее, как показала статистика, большинство все же предпочитает отдыхать, не покидая родных пенатов. С одной стороны, это можно было бы считать хорошим знаком для тех турфирм, которые, как говорят они же сами, «торгуют Россией». Только речь идет не об отдыхе на отечественных курортах, а о собственных дачных участках. Объяснение самое прозаическое. Жизнь научила нас рачительно распоряжаться своим семейным бюджетом. И не секрет, что провести отпуск на Кипре, в Греции или Турции дешевле и по многим критериям лучше, чем, скажем, в Сочи, Анапе или Геленджике. Достаточно сравнить стоимость недельной поездки по странам, и все станет ясно: наши туристические бизнесмены предпочитают обирать своих клиентов, а зарубежные их коллеги тем временем заманивают к себе, предлагая лучшие условия и сервис, при этом максимально снижая цены. Для потребителя же соотношение «цена – качество» – уже не пустой звук. Отсюда и урок первый для представителей нашей туриндустрии. Только извлекут ли они его – вопрос.

Урок второй связан с событиями политического и экономического характера, затронувшими многие страны, куда россияне предпочитали выезжать на отдых. Все это нашло свое отражение в традиционном рейтинге популярности направлений туризма из России, который ежегодно составляет информационная служба «БАНКО» (см. таблицу). Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе оценила нынешний туристический год в целом следующим образом: «Он был очень приятным для туристов, а для операторов грустным: прибыли почти не было. Что касается наиболее популярных направлений, то с этой точки зрения произошли изменения: в частности, Египет не смог занять традиционное второе место, которое заняла Греция. Бессменным лидером оставалась Турция (хотя и с оговорками. – Ред.). Испания стала третьей».

Теперь разберем чуть подробнее рейтинг. Надо отметить, что от Турции ждали большего – прогнозный рейтинг страны на лето составлял 26,5%. Продажи стартовали активно, прежде всего, за счет раннего бронирования (скидки от отелей доходили до 30 и даже 40%). Туры на июнь и начало июля разлетелись на ура. Но потом началась пробуксовка. Во-первых, часть турпотока оттянули на себя конкуренты: Египет начал восстанавливаться после революции, Греция привлекала клиентуру отчаянным демпингом. Во-вторых, имиджу Турции был нанесен урон разными серьезными инцидентами. По данным Российского союза туриндустрии, Турция вообще занимает первое место среди зарубежных стран по количеству погибших в ней туристов. К месту будет напомнить, что даже Комиссия Совета Федерации РФ по делам молодежи и туризму, проанализировав ситуацию, предупредила коллег из Анкары, что «в случае если соответствующие эффективные механизмы не будут разработаны, российские парламентарии будут вынуждены содействовать снижению потока российских отдыхающих в Турцию». Наконец, в начале августа, когда началась паника на фондовых рынках и курс рубля по отношению к доллару пошел вниз, путевки в Турцию подорожали. Так что отдых там уже не назовешь, как принято считать, особо выгодным. И все-таки, несмотря ни на что, наши соотечественники с упорством, достойным лучшего применения, продолжали вплоть до середины октября покупать туры в эту «самую опасную» страну.

Вслед за Турцией в рейтинге следует Греция. Ценовая планка на этом направлении упала до отметки 190–200 евро – за такую сумму предлагался недельный отдых в трехзвездочном отеле (завтрак+ужин), включая стоимость перелета, трансфера и страховки. Тут нам, клиентам, поспособствовал европейский кризис. Повсюду если кризис, то цены на все услуги, в отличие от России, идут вниз. А поскольку в Греции самая тяжелая ситуация в экономике, то и результат в пользу туриста самый впечатляющий. По словам вице-президента компании «МИБС Трэвел» Томаса Ставридаса, «уже весной, предчувствуя неладное, греки принялись, как могли, восполнять возможные потери, резко снизив все цены». Как следствие, по сравнению с прошлым летом продажи скакнули вдвое. В следующем году ситуация для туристов будет столь же благоприятна – «страна вряд ли сможет быстро оправиться от таких масштабных финансовых потрясений».

По поводу Испании, занимающей в рейтинге третье место, эксперты констатируют увеличение потока чуть ли не на 50%. И здесь это можно считать результатом того же снижения стоимости туров из-за кризиса. При всем при том испанцы удивлены и разочарованы тем, что приезжие россияне стали гораздо меньше тратить средств на развлечения, что обычно приносило немалый дополнительный доход. Да, мы стали весьма экономны и научились считать деньги. Смотри выше первый урок – это тот же тренд.

Теперь о Египте. Когда-то он занимал второе место по популярности, однако сейчас довольствуется четвертым. Эта страна остается большим знаком вопроса на карте туристического рынка и как раз провоцирует напряженность на других направлениях. Сокращая объемы туроперейтинга в Хургаде и Шарме, игроки вынуждены наращивать их где-то еще, чтобы не допустить критичного снижения оборотов. Тем не менее в нынешнем осенне-зимне-весеннем сезоне Египет будет оставаться самым дешевым, а потому массовым направлением. Только про безопасность все равно забывать не стоит. В связи с этим – даже не совет, а настоятельная рекомендация Майи Ломидзе: «Уроки недавних трагедий учат нас, что все туристы должны покупать страховой полис на сумму лечения не меньше, чем 30 тыс. долларов. Особенно, если направляются на отдых по массовому маршруту».

Наконец, о тенденции, набирающей оборот, – массовое распространение «дикого» туризма. Особенно успешно это удается сделать в Хорватии и Черногории. Виз не надо, большой выбор недорогих частных пансионов, высокий уровень обслуживания и прекрасная кухня. Гостиницы бронируются через Интернет, и с перелетом нет проблем – в эти страны уже налажены прямые авиарейсы. Все вместе очень способствует увеличению числа «дикарей». Так что третий урок на «зарубку» турфирмам: чем дороже будут услуги профессионалов, тем активнее будет расти самоорганизация отдыха. 

таблица*

Рейтинг популярности направлений туризма (итог сезона лето-2011)

Направление

Итог сезона лето-2011, %

Итог сезона лето-2010, %

Изменение

Турция

23,4

23,8

- 0,4

Греция

19,0

15,9

+ 3,1

Испания

15,5

14,5

+ 0,9

Египет

9,7

13,2

- 3,5

Италия

6,4

5,6

+ 0,8

Кипр

4,1

3,3

+ 0,8

Хорватия

4,0

4,4

- 0,4

Болгария

3,3

2,8

+ 0,5

Черногория

2,7

2,6

+ 0,1

Тунис

1,7

3,1

- 1,4

Россия

1,2

1,2

­-

Франция

1,0

1,7

-0,7

* Данные службы «БАНКО» на основе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм г. Москвы


Источник: Газета "Трибуна" № 43 от 3 ноября 2011года Темы: Отпуск сезон туристические компании туристы россияне

Политика Трамп пообещал Небензе разобраться с невыдачей виз делегатам из России Трамп пообещал Небензе разобраться с невыдачей виз делегатам из России

Дональд Трамп считает отказ в выдаче виз российской делегации в ООН искусственной проблемой, которая сказывается на престиже США, рассказал постпред России при организации Василий Небензя.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Спорт В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА

В Кремле сожалеют о том, что комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) предложил отстранить Россию от международных соревнований, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.