15 ноября 2011, 11:19, Наталья ВЕРСТОВА

Судьба слова

Вопросы, связанные с деятельностью средств массовой информации, не раз становились темой заседаний в Общественной палате РФ. Однако впервые данная проблематика была вынесена в повестку дня состоявшегося недавно пленарного засед

За последние 15–20 лет печатные СМИ пережили невероятный читательский интерес и его, мягко говоря, снижение. Появилось огромное число частных изданий, но выживших среди них, по экспертным оценкам, не более 3 процентов. Финансирование, отношения власти и прессы, правовые аспекты – таков далеко не полный перечень вопросов, которые обсуждались на заседании. В своем докладе председатель Комиссии ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Павел Гусев дал не только развернутую картину состояния СМИ, но и сформулировал основной вопрос – каким путем должна развиваться пресса, дабы сохранить свою независимость. Не секрет, что большинство региональных СМИ существует за счет местных властей, которые диктуют, что им должно писать. Гранты не решают в полной мере финансовых проблем, а некоторые формируют все ту же финансовую зависимость. «На СМИ лежит и тяжелое финансовое бремя. Налоги на печатные издания и книги у нас самые высокие в мире», – заявил Павел Гусев. 

Решения пленарного заседания нацелены на то, чтобы СМИ были независимы как финансово, так и политически. Так, в рекомендациях говорится о необходимости содействия разработке федеральных законов о государственной поддержке СМИ, о предотвращении их монополизации. Предлагается создать комиссию с участием представителей Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства финансов, Налоговой, Таможенной служб и Министерства экономического развития для дальнейшего обсуждения «Стратегической программы развития прессы до 2015 года». Кроме того, правительству предлагается признать печатную и электронную прессу социально значимым товаром», а услуги по производству, выпуску и распространению продукции СМИ – социально значимыми, утвердив меры государственной поддержки распространения печати.

Каким путем должна идти пресса, чтобы остаться востребованной? На этот вопрос мы решили ответить с помощью члена ОП Ирины ПЛЕЩЕВОЙ.

– Ирина, на ваш взгляд, что было главным на этом пленарном заседании?

– На этом заседании говорилось о самых актуальных проблемах прессы, что очень важно. А кроме того, надеюсь, оно помогло профессиональному сообществу осознать, что СМИ, как никогда, сейчас должны быть современными, отвечать на те вызовы, которые принес с собой Интернет.

– Это называется обороной? Понятно, что Сеть увела от печатного слова огромное число людей.

– На самом деле у традиционных печатных СМИ есть большая фора перед недавно появившимися сетевыми изданиями. Последним требуется много времени и сил, чтобы раскрутиться и заслужить доверие аудитории. А когда свой онлайн-проект запускает популярная газета, он куда привлекательнее читателям, которые сразу понимают, с кем имеют дело. Да и рекламодатели охотнее будут сотрудничать с таким изданием.

– Вы профессионально занимаетесь вопросами развития молодежных средств массовой информации. Когда к вам обращаются за советом, как создать новое печатное издание, что вы обычно говорите?

– Прежде всего, я предлагаю им задуматься, а нужно ли вообще оно городу? Кто будет их читателями? Если это молодежная общественная организация, которой необходим рупор для распространения ее мнений, идей, – то я говорю: «Создавайте сайт». Его размещение в Сети обойдется в несколько сот рублей в год. А дальше все зависит от профессионализма людей, которые будут работать в этом пространстве. Уверена, достойные журналисты способны сделать свой онлайн-ресурс таким, что он не уступит по популярности муниципальной газете.

– Согласитесь, в таком подходе есть признание того, что появление сейчас нового печатного издания фактически невозможно, если за ним не стоят колоссальные деньги?

– На мой взгляд, вопрос в принципе надо ставить иначе – о запросах общества. А оно все больше ориентируется на Интернет. Безусловно, в регионах по-прежнему интерес к традиционным СМИ весьма значителен. Это связано с тем, что Интернет там не имеет охвата, как, скажем, в Москве. Да и технические его возможности значительно уступают столичным. Тем не менее нельзя делать вид, что его в принципе не существует. Это даже не будущее современных СМИ, а их реальность. В противном случае все крупные газеты не имели бы онлайн-приложений. А они есть. Причем аудитория этих приложений порой куда больше количества читателей печатных версий.

Лет 15 назад в обществе шли дискуссии о том, что телевидение не позволяет газетам стать первыми по информированию населения. Но оказалось, что и телевидение таковым уже не является. Оно уступило Интернету. Зато печатные СМИ стали использовать его возможности и вывешивают на сайте новости, которые завтра появятся в газете. Более того, на мой взгляд, решение вопроса независимости, финансовой, политической СМИ сейчас возможно только в Интернете. У него есть такие возможности. Другое дело, что перед журналистами стоит задача освоить эти рычаги, создавать под них востребованные проекты.

– А сами вы, какое издание предпочитаете – бумажное или сетевое?

– Утро, можно сказать, начинаю с Интернета, узнаю, что произошло в стране, мире. А потом в транспорте читаю печатные СМИ, благодаря которым можно обстоятельно познакомиться с интересующей меня темой. В общем, нахожу баланс между разными способами получения информации. Думаю, так поступает большинство людей, которые по своему типу являются читателями. 

Наша справка

По данным исследования, проведенного ВЦИОМ, самым массовым источником информации в нашей стране остается телевидение. Однако, несмотря на то, что последние годы в стране последовательно снижалось значение печатных СМИ, их аудитория остается достаточно обширной. В качестве основного источника информации региональная и центральная пресса занимает третье место, пропустив вперед региональное и местное телевидение. Вместе с тем увеличивается востребованность Интернета. Доля пользователей Сети с 2008 года выросла с 49 до 60 процентов. Растет и доверие к нему, как и источнику информации: с 27 до 35 процентов.


Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.