16 ноября 2011, 12:31, Любовь ЛЕБЕДИНА

Вахтанговцы вышли на «Пристань»

Такое необычное название дал своему юбилейному спектаклю художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас, пригласив москвичей вместе отметит

Вахтанговцы вышли на «Пристань»

  Но занавес будет открываться и открываться, а значит, они будут жить в памяти нового поколения актеров. Вот почему Туминас вместе с художником Адомасом Яцовскисом соорудили на сцене высокий храм с колоннами и хрустальной люстрой.

  Здесь предстояло совершиться великому таинству духовного преображения в исполнении мэтров Вахтанговского театра, доказывающих, что солидный возраст – это в первую очередь мастерство и неравнодушное сердце. Ну когда бы мы еще увидели Вячеслава Шалевича в образе Галилея по пьесе Бертольда Брехта, а тут – пожалуйста. Исповедь великого ученого, отрекшегося от своего открытия под давлением инквизиции. Да, человек слаб, его тело не может вынести пыток, поэтому готов подписать любую бумагу, но раз уж остался жив, то жажда следующих открытий осталась при нем, значит, ночи тоже его, они не выдадут опыты под луной. 

   Легендарная Юлия Борисова много лет не выходила на родную сцену, и, казалось, она навсегда рассталась с ней, но это только казалось, поскольку бывших актрис не бывает. Публика, состоящая в основном из режиссеров, актеров, художников, критиков, замерла в ожидании чего-то непредсказуемого, когда 80(86???)-летняя Борисова в блестящем платье, обтягивающем тонкую талию, и взбитыми локонами, как королева, появилась на троне в сценах «Визита дамы» Дюрренматта. Ее Величество миллионерша в обмен на миллиард требовала справедливого суда над бывшим любовником, предавшим ее в юности. Ничего не потеряв из своей актерской копилки, Борисова, взяв в плен зрительный зал, удивительно тонко, со свойственным ей шармом, прощалась с первой и единственной любовью, не в силах простить. Месть и деньги превратили ее в чудовище. 

   О, сколько нам открытий новых готовили в этот вечер мастера перевоплощения! Легенда русского театра Юрий Яковлев вышел с тросточкой, сел на скамейку, и в зал полилась музыка «Темных аллей» Ивана Бунина, запоздалой встречи пожилого господина с былым счастьем, женщиной по имени Надежда, которая могла стать его судьбой, но он этого вовремя не понял. В финале Юрий Яковлев уходил в прозрачную даль, слегка пританцовывая, маня и дразня нас своим совершенством. А стремительный Василий Лановой, словно франт в белых перчатках, по диагонали пересекал храмовое пространство, заполняя его стихами Пушкина. Ритм, гармония, мысль сливались в единое целое, и казалось, все еще впереди и у вахтанговцев, и у нас, поскольку с нами Пушкин и Лановой.

  Сидящий в зале Марк Захаров наверняка сравнивал свой спектакль «Филумена Мартурано» с вахтанговским, отрывки из которого показывали Ирина Купченко и Евгений Князев. Что и говорить: итальянский юмор Эдуардо де Филиппо у них в крови, поскольку маски дель арте тоже их конек. Но ближе всех к комедии дель арте, как мне кажется, несравненный Владимир Этуш, представивший свой искрометный юмор в роли Соломона, скупщика антикварной мебели в спектакле «Цена» Артура Миллера. Кто, как не Этуш, умеет так вкусно и смачно рассказать о бытовых пустячках, которые потом превращаются в анекдоты.

   Галина Коновалова, отпраздновавшая в этом году, не пугайтесь, 90 лет, тоже ставит юмор превыше всего, помогающий ей вести здоровый образ жизни, ездить на велосипеде и играть в знаменитом спектакле «Дядя Ваня». Для вечера она выбрала рассказ Бунина «Благосклонное участие», где удалившаяся на покой актриса собирается выступить в гимназии. По мере того как приближается роковой час, она постепенно преображается, и от ворчливой старухи не остается и следа.

   Последней «приплыла» на «Пристань» Людмила Максакова в образе богатой помещицы из спектакля «Игрок» Федора Достоевского и, о ужас, проиграла все в казино. Любителям театра давно известно, что у этой актрисы нет возраста и она прекрасно выглядит как в жизни, так и на сцене, и столь же прекрасно умеет перевоплощаться в кого угодно, хоть в ведьму. Построив всех в ряд и высказав презрение к французам, ее барынька уезжает в Москву замаливать свой грех и строить каменную церковь. Таким образом, идея храма, заявленная в начале представления, закольцовывается с финалом: вахтанговцы строили и будут строить свой храм дальше!

Источник: Газета "Трибуна" № 45 от 17 ноября 2011года Темы: Вахтанговцы Пристань

Политика Эрдоган отверг призыв турецкой оппозиции к переговорам с Асадом Эрдоган отверг призыв турецкой оппозиции к переговорам с Асадом

Президент Турции Тайип Эрдоган прокомментировал призыв главы основной оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу начать переговоры с сирийским лидером Башаром Асадом.

Экономика СМИ узнали об угрозе закрытия нескольких сахарных заводов в России СМИ узнали об угрозе закрытия нескольких сахарных заводов в России

В сельскохозяйственном сезоне 2020-2021 годов не смогут работать сахарные заводы, чьи суммарные мощности превышают 150 тысяч тонн. Об этом газете "Ведомости" рассказал глава Союза сахаропроизводителей Андрей Бодин.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.