6 декабря 2011, 14:27, Мария БЕЗРУК (спец. корр. «Трибуны») БЫДГОЩ

Хотят ли русские войны?

В Польше, в маленьком городке Быдгощ, на берегу реки Брда прошел 19-й Международный кинофестиваль операторского искусства «Plus Camerimage». В былые годы сюда съезжались студенты и мастера со всего света. Мэтры оп

Автор фото: Гордей Ковалёв

Программа показов этого года была составлена с явным упором на польский кинематограф. В основном конкурсе полнометражного игрового кино участвовали сразу три польские картины. Одна из них – «В темноте» режиссера Агнешки Холланд завоевала главный приз фестиваля «Золотую жабу». Положа руку на сердце, работа оператора фильма Иоланты Дилевской не была лучшей. В кулуарах поговаривали, что влияние на решение жюри оказали родственные связи между авторами фильма и организаторами фестиваля. Как бы там ни было, результат разочаровал всех неангажированных участников фестиваля, поскольку лента была одной из самых слабых в конкурсной программе.

Клаус Мария Брандауэр «Серебро» досталось иранцу Махмуду Калари, оператору фильма-лауреата «Берлинале-2011» – «Развод Надера и Симин» режиссера Асгара Фархади. «Бронза» отправилась в Англию Роби Райану, оператору фильма «Wuthering Heights» режиссера Андреа Арнольда. За бортом фестивального корабля остались каннские лауреаты – «Древо жизни» Терренса Малика и «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Кориолан» Рэйфа Файнса и «Три» Тома Тыквера, «Стыд» Стива МакКуина и «Гавр» Аки Каурисмяки.

Польская картина «Комната самоубийц» Яна Комаса принимала участие сразу в трех секциях: конкурсе режиссерских и операторских дебютов, а также программе польских фильмов. Из трех категорий картина выиграла в двух, получив награды за лучший операторский дебют и лучший польский фильм. (Победа в конкурсе режиссерских дебютов досталась блистательному Карлу Марковицу – его «Дыханию».) В состязании короткометражного документального кино главный приз получили польские картины «Уроки аргентинского» Войцеха Штарона и «Папарацци» Петра Бернаша и Лукаша Жала. Еще один приз достался польскому кинематографисту в категории полнометражного документального кино. Его обладателем стал оператор и режиссер Томаш Вольски за работу в фильме «Врачи».

Русские фильмы в этом году не были представлены ни в одном из игровых конкурсов. Лишь один российский фильм «Фауст» Александра Сокурова включили во внеконкурсную программу. Да и то демонстрировался он не в большом зале театра «Опера Нова», где проходили основные просмотры фестивальной программы, а на побочной площадке и в позднее время.

Фильм-победитель Венецианского фестиваля не удостоился чести быть представленным должным образом. В то время как вторичные польские картины демонстрировались изо дня в день в огромном количестве. Зарубежные гости фестиваля недоумевали, почему программа показов столь однообразна и скучна. Красной нитью через большинство польских лент проходила тема Второй мировой войны. В большинстве из них акцент делался на «плохих русских», представленных польскими кинематографистами упырями и вандалами, которые только и делают, что насилуют представительниц «угнетенных народов».

Так, конкурсная лента «Роза» Войцеха Смаржовского повествует о нелегкой судьбе польки Розы, подвергающейся постоянному насилию со стороны пришлых мужчин. Во время войны на подворье дома Розы расположился лагерь советских солдат, регулярно вступающих в «грязные» половые контакты с местными девушками прямо на снегу. Теперь за бесчинства русских Роза расплачивается презрением со стороны односельчан, а также регулярными побоями и сексуальным насилием со стороны местных бандитов – бывших советских солдат. В итоге несчастная умирает, а ее муж, бывший польский солдат, отправляется в советские лагеря. Не менее популярной темой среди фестивальных картин стал лейтмотив русских шпионов, пронизывающий «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона и «Манипуляции» Паскаля Вердоччи. Исполнитель главной роли в последнем фильме, звезда европейского кинематографа Клаус Мария Брандауэр, занимающийся на протяжении всего фильма разоблачением русского шпиона, получил приз за выдающийся вклад в развитие мирового киноискусства.  

Выходит, двадцать лет мирной жизни не изменили отношения к России со стороны деятелей искусства Польши, несмотря на то, что и в Польше, и в России успело вырасти поколение, не знающее «холодной войны». Жаль, конечно, что нынешняя власть зачастую навязывает молодежи новый образ врага со старым, до боли знакомым лицом, финансируя один за другим фильмы-провокации против России. Кому это выгодно? Точно не народу Польши. Обидно, что из-за грязных игр политиков от культуры в итоге страдают простые зрители. Может быть, есть смысл брать с собой в будущее то лучшее, что связывало наши страны, а не разжигать новый пожар на едва потухших углях?..             


Политика В Совфеде невыдачу дипломату визы в США назвали политическим хамством В Совфеде невыдачу дипломату визы в США назвали политическим хамством

Вашингтон не заинтересован обсуждать с Москвой тему разоружения, отказ в визе США главе делегации РФ - это политическое хамство, заявил в среду член международного комитета Совфеда Олег Морозов.

Экономика В Госдуму внесли поправки в бюджет на 2020-2022 годы В Госдуму внесли поправки в бюджет на 2020-2022 годы

Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении параметров федерального бюджета на 2020-2022 годы, сообщил журналистам спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура БЕРЛИНАЛЕ: НЕ ТОТ, ЧТО ПРЕЖДЕ БЕРЛИНАЛЕ: НЕ ТОТ, ЧТО ПРЕЖДЕ

Берлинский кинофестиваль отмечает свое 70-летие в високосном 2020-м году, сдвинув свои сроки (в связи с переменой сроков "Оскара") поближе к весне и даже захватив один весенний мартовский день (20 февраля-1 марта). При этом особого тепла в эти дни в столице Германии не ожидается.

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.