8 февраля 2012, 17:16, Подготовил Михаил МОРОЗОВ

Как спасти российский туризм

Пресс-конференцию с таким апокалиптическим названием дали в РИА «Новости» ведущие участники российского туристического рынка. В пресс-релизе прямо было сказано, что рынок работает в экстремальных условиях. Виной тому природные катастрофы,

Как спасти российский туризм Автор фото: ИТАР-ТАСС

«За последние два года рынок пережил не менее 12 крупных скандалов, связанных с невозможностью выполнить свои обязательства туроператорами и турагентами». Страдает имидж целой отрасли. Чувствовалось, что руководители крупных туристических компаний, пришедшие пообщаться с прессой, не на шутку обеспокоены ситуацией, особенно в связи с приостановкой деятельности «Ланта-тур вояж». Если не принять срочных мер, то неизбежно повторение таких ситуаций. Однако, по мнению участников пресс-конференции, комментарии, которые в связи с этим дает пресса, не отражают суть проблемы.

По словам Эдуарда Кузнецова, аналитика туристического рынка, российские банкротства не уникальны. В 2008 году обанкротилась крупнейшая в Великобритании компания 

XL Leisure. Пострадали около 250 тыс. туристов, а решение об их вывозе на родину судами ВМФ Великобритании принимал лично премьер. Спустя два года обанкротилась еще одна английская компания – «Голд Трэвел», в результате чего пострадали еще 50 тыс. туристов. В случае с «Ланта-тур вояж» затронуты интересы лишь 8 тыс. туристов.

Проблемы российской компании, по мнению Андрея Кузнецова, руководителя группы компаний «Южный крест» связаны с диспропорциями летнего и зимнего сезонов. Банк, который работает с «Ланта-тур вояж», отказал в необходимом кредитовании, чем подорвал финансовое положение туроператора. Участники обсуждения сошлись во мнении, что на российском туристическом рынке сейчас наблюдается превышение предложения над спросом, которое приводит к «жесточайшему» демпингу и соответственно повышает риски банкротств. 

Несмотря на все это, туризм в нашей стране все-таки как-то живет, и даже живет успешно. Выступающие в целом хвалили свою отрасль, которая каждый год отправляет на отдых свыше 12 млн туристов, при этом претензии составляют в среднем лишь 0,64 процента. И все же капитаны туриндустрии признают, что проблемы, и немалые, существуют. Прежде всего, требует пересмотра законодательство в этой сфере. Руководители туркомпаний и аналитики ратуют за создание в отрасли единого регулятора, по примеру тех, что существуют в других отраслях, например в строительстве. И, наконец, все сходятся на необходимости страхования каждой путевки.

Однако никто так и не сказал, а за чей счет будет происходить это страхование. Опять за счет клиента? Но как это добавит гарантий клиенту, если в страховом бизнесе банкротства также не редкость, а проблемы с получением оплаченной страховки общеизвестны. Участники пресс-конференции не дали внятного ответа и на вопрос корреспондента «Трибуны»: «Не является ли договор об оказании туруслуг между клиентом и менеджером компании, то есть частным лицом – форма, которую практикуют многие туроператоры, – способом заранее уйти от ответственности в случае возникновения форс-мажорной ситуации?» Присутствовавший на мероприятии юрист Александр Картошкин сказал, что «такой вариант договора противоречит российскому законодательству и не имеет широкого распространения». Однако именно так обслуживает клиентов одна из крупнейших турфирм «Южный крест», руководитель которой Андрей Кузнецов также участвовал в пресс-конференции. При возникновении «сложностей» турист оказывается лицом к лицу не с крупной компанией, которая взяла у него деньги, а с ее менеджером, о котором не знает ровным счетом ничего. Вместо печати уважаемой турфирмы на договоре красуется печать «Бизнес-центр такой-то»… Не потому ли так мал процент претензий? Клиенты заранее знают результат. Используя крылатое выражение, замучаешься пыль по судам глотать.

Словом, обращающийся в туристическую компанию должен знать, что он находится на одном из самых рисковых рынков России. Другое дело, что этот риск не такой большой, как у покупателей, например, квартир или машин. Самое большое, что грозит, – это испорченный отдых, потеря нескольких тысяч евро или долларов и задержка выхода на работу на пару недель. А русский человек по таким мелочам расстраиваться не привык. 

когда верстался номер

Внешторгбанк (ВТБ) выделил 7 млн долларов в качестве кредита «Ланта-тур вояж» для решения финансовых проблем компании.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.