20 марта 2012, 23:35, Максим БАШКЕЕВ

Хорошо запрягали, да плохо поехали

ГИБДД опубликовала шокирующие статистические данные за 2011 год, которые свидетельствуют о росте числа ДТП и количестве погибших в них. Можно сделать неутешительный вывод: Федеральная целевая программа «Повышение безопасн

В конце мая 2011 года Россия потрясла мировую автомобильную общественность неожиданной инициативой. Ответственные российские чиновники на полном серьезе предложили ООН перенять передовой отечественный опыт в деле борьбы за повышение безопасности дорожного движения. У нас-де и законодательство совершенствуется, и дороги становятся все более безопасными и удобными как для водителей, так и для пешеходов.

Основным источником оптимистичного пафоса служила федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», промежуточные результаты которой мы еще в прошлом году оценивали достаточно скептически (см. публикацию «Миллион под колесами» в № 20 (10364) за 2011 год). Напомним суть документа, который, по крайней мере, на бумаге выглядел более чем внушительно. Основная цель ФЦП заключалась в «сокращении количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза в 2012 году по сравнению с 2004 годом». Для ее реализации было даже создано специальное госучреждение штатной численностью 70 человек. На проведение предусмотренных ФЦП 260 мероприятий федеральный бюджет потратил 47 миллиардов рублей. И что в итоге?

Несложные арифметические подсчеты показывают, что по итогам 2012 года на дорогах страны должны сложить голову не более 23 тысяч человек. Исходя из официальной статистики МВД даже за 2010 год (тогда на дорогах страны в результате ДТП погибли 26 567 человек) было понятно, что добиться поставленных программой целей вряд ли удастся. Скромно, без помпы опубликованные статистические данные о безопасности дорожного движения за 2011 год подтвердили наши самые страшные опасения.

Впервые за последние четыре года показатели ухудшились, причем сразу все: и число зафиксированных ДТП с пострадавшими (199 868), и количество раненых (251 848), и число погибших (27 953). Реальность даже переплюнула прогноз «Трибуны» прошлого года. Тогда мы предполагали 27 тысяч смертей на дорогах, на деле же оказалось почти 28 тысяч. До заявленных в ФЦП 23 тысяч, увы, слишком далеко.

Получается, провалилась шумно разрекламированная программа, причем с треском! Судьба освоенных 47 миллиардов наводит на невеселые размышления. Есть ли шанс за оставшиеся месяцы 2012 года добиться поставленных целей? Шанс есть всегда, только разглядеть его получится разве что только под мощным микроскопом. Хотя, если пошаманить с принципами сбора статистических данных…

Но, скорее всего, даже это не поможет. Надо учесть и то, что в последние годы Россия отказалась от строительства подстанций скорой медицинской помощи вдоль федеральных трасс, переложив оказание первой помощи пострадавшим в ДТП на самих автомобилистов. По-видимому, для облегчения этой непростой миссии водителей вооружили новой аптечкой. Однако в ней не осталось лекарств, зато в большом количестве присутствуют перевязочные материалы. А с одними бинтами и ватой жизнь не спасти. Это, по всей видимости, поняли не только водители, но и чиновники, ведь наличие автомобильной аптечки теперь даже не проверяется в рамках процедуры прохождения государственного технического осмотра. К тому же в ходе реформы МВД численность инспекторов ГИБДД сократилась на 20 процентов.

Несильно помогла исправлению положения на дорогах и яркая, популярная, обильно спонсируемая из федерального бюджета программа по утилизации автостарья. Да, машин, произведенных в России, действительно стали покупать больше. Но и рыдваны с дорог никуда не исчезли. Во многом из-за того, что они получали вторую молодость на пунктах утилизации, отправляясь не под пресс, а к новому владельцу. Получается, что единственной действенной мерой, оказавшей хоть какое-то положительное воздействие на статистику ДТП в последние годы, было существенное повышение штрафов за нарушение ПДД, предпринятое в 2007 году. Не дороговато ли за 47 миллиардов? А знаете, что в этой ситуации самое смешное? В своих первых комментариях к аховым статистическим данным люди с большими фуражками и красивыми звездами не находят ничего умнее, как выражаться в том смысле, что эффект от повышения штрафов в 2007 году выдохся по той причине, что обесценились они почти вдвое. Или мы живем в разных странах, или я пропустил тот момент, когда в России за прошедшие 5 лет в два раза успели вырасти зарплаты и общий уровень жизни.

Чтобы понять весь трагизм дорожной ситуации в России, посмотрим на реалии тех, кого мы еще год назад хотели сразить своим передовым опытом. К примеру, в Германии, где автомобилей больше, чем в нашей стране, почти в 2 раза, за 2011 год на дорогах погибло менее 5000 человек, в Японии, чей автопарк больше нашего на 10 миллионов автомобилей, – менее 4 тысяч. Чувствуете ширину пропасти? Можно ли ее преодолеть или впору опускать руки? Можно, но только делая действительно нужные и практичные вещи, а не разводя демагогию и не сводя борьбу за безопасность лишь к повышению штрафов.


Темы: ГИБДД

В мире Эрдоган подписал закон о налоге на проживание в турецких отелях Эрдоган подписал закон о налоге на проживание в турецких отелях

Президент Турции Тайип Эрдоган подписал принятый парламентом страны закон о налогах на услуги, который предусматривает введение двухпроцентного налога на проживание в отелях с 1 апреля 2020 года, текст закона опубликован в официальном издании Resmi Gazetе.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.