23 апреля 2012, 12:27, Елена СЕМЕНОВА

Пиршество красок для глаз

В Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со дня рождения». Творчество великого русского импрессиониста Константина Коровина – пожалуй, один из редчайших примеров, когда художник, не

Известно, что во времена его учения в Петербургской академии художеств в ней доминировало направление жанристов Василия Перова и Владимира Маковского, которые говорили: пейзаж – это вздор, колорит – для услаждения праздных глаз, пейзаж сюжета не имеет. Так, пейзажи друга Коровина – Василия Поленова даже не замечали на «Передвижных выставках». Сегодня с высоты прошедшего времени понятно, что его благодарный ученик на все сто процентов выиграл спор и доказал: важно не «что писать», а «как писать». Прекрасная иллюстрация этому – масштабная ретроспектива Константина Коровина на Крымском Валу, включившая 240 лучших произведений из Третьяковской галереи, музеев России, Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций. Поразителен тот факт, что всеобъемлющая экспозиция организована спустя почти век после первой выставки, состоявшейся в 1922 году при жизни художника.

В этой ретроспективе можно увидеть Коровина во всем разнообразии жанровых и стилевых ипостасей. Здесь и тягучая задумчивость, проникновенность, нежность раннего периода – картины «За чайным столом», «В лодке», «Ручей», в которых еще заметно влияние Саврасова и Поленова. Здесь и знаменитые таинственно мерцающие «Бумажные фонари», кокетливые «Испанки Леонора и Ампара», где кисть художника становится более смелой, раскованной, в полной мере показывая яркий виртуозный дар колориста, раскрывшийся под влиянием Клода Моне и Огюста Ренуара. Здесь и цветистые, наполненные сумасшедшей игрой красок и света, кажется, передающие шум города парижские пейзажи: «Парижское кафе», «Париж. Бульвар капуцинок», прохладный и задумчивый «Париж утром». Особенным, радостным южным белым светом, льющимся сквозь лозы винограда, пронизаны крымские пейзажи Ялты и Гурзуфа. Пиршество для глаз – сочные импрессионистские натюрморты базаров, например, «Рыбы, вино и фрукты». Тонкая способность улавливать черты характера видна в портретной галерее, включившей образы друга художника – Федора Шаляпина, добродушного следователя Николая Чичагова, задорной меццо-сопрано Татьяны Любатович, предпринимателя Ивана Морозова.

Совершенно другим – сдержанным, строгим предстает художник в работах, посвященных природе Русского Севера. Они появились благодаря тому, что Константин Коровин вместе с Валентином Серовым по инициативе предпринимателя Саввы Мамонтова совершили путешествие из Москвы до Архангельска и Мурманска по речкам Сухоне и Северной Двине. В итоге художник написал серию панно для павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде (позже они украшали стены вестибюля Ярославского вокзала в Москве). Это не совсем стилистически привычные для Коровина масштабные полотна – «Ловля рыбы на Мурманском море», «Белые медведи». Если учитывать, что Коровин не был маринистом и его море кажется несколько «плоским» по сравнению с кистью Айвазовского, то в этом ряду наиболее интересной и органичной для автора оказывается картина «Базар у пристани в Архангельске», передающая атмосферу морского порта. Таинственный ночной свет еще одной северной картины «Гаммерфест. Северное сияние» почти перекликается с лунным светом, падающим на снег в одном из деревенских «ноктюрнов», выполненных в Охотине, где художник в 1897 году построил сосновый дом и принимал Шаляпина, Серова и Горького.

Значительная часть выставки посвящена Коровину – театральному художнику, который наряду с Бенуа и Бакстом представлял спектакль единым пространством, синтезирующим игру актеров, музыку, а также мастерство костюмера и декоратора. Сотрудничество Коровина с театром, начавшееся с работ для Русской частной оперы Саввы Мамонтова, оказалось столь плодовитым и успешным, что вскоре он возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров и за двадцать лет оформил более 80 балетов, опер и спектаклей. В экспозиции на Крымском Валу можно увидеть «Град-столицу» и «Стан шемаханской царицы» – подлинные декорации оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» в постановке 1934 года. А также несметное количество льняных, полотняных, парчовых, расшитых блестками и стразами костюмов, туфель и головных уборов к балетам «Дон Кихот» Людвига Минкуса, «Конек-Горбунок» Цезаря Пуни, «Щелкунчик» Петра Чайковского. Продолжение выставки на втором этаже знакомит с документальным материалом – фотографиями, книгами и журналами художника, там же крутят документальный фильм, посвященный его творчеству.


Политика Путин предложил провести онлайн-встречу глав стран — членов Совбеза ООН Путин предложил провести онлайн-встречу глав стран — членов Совбеза ООН

Владимир Путин предложил в ближайшее время провести онлайн-встречу лидеров стран — членов Совета Безопасности ООН, а также Германии и Ирана, чтобы обсудить иранский вопрос и избежать обострения ситуации.

В мире Трамп издал новый указ, ограничивающий работу TikTok в США Трамп издал новый указ, ограничивающий работу TikTok в США

Президент США Дональд Трамп подписал указ, запрещающий сделку по покупке компанией ByteDance (владелец TikTok) музыкального сервиса musical.ly, а также потребовал в течение 90 дней отказаться от активов в США, связанных с работой TikTok, и передать личные данные пользователей, собранные в США.

Экономика Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до 11 468 рублей Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до 11 468 рублей

Прожиточный минимум в России во втором квартале 2020 года предлагается установить на уровне 11 468 рублей, следует из документа Минтруда, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.


Культура Валерий Фокин возвращается в кино Валерий Фокин возвращается в кино

После почти двадцатилетней паузы в кинематографе, режиссёр Валерий Фокин приступил к съёмкам фантастической драмы-триллера "Петрополис" по мотивам повести своего сына – Кирилла Фокина – "Огонь", изданной в 2016 году.