11 мая 2012, 11:07, Александр СЛАВУЦКИЙ

Карен Шахназаров: «По жизни я жесткий и требовательный»

В мае вышел на экраны фильм Карена Шахназарова «Белый тигр», поставленный по мотивам книги петербургского писателя Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр». В то время, когда в нашем кино преобладает традиция героически-пафосного изображения войны, зд

– Карен Георгиевич, вы как-то сказали, что во время съемок этого фильма поняли много нового о кино.

– Снимать военное кино – это отдельное приключение. С одной стороны, очень трудоемкое дело, а с другой – интересное. Это у меня 15-я картина, но с профессиональной точки зрения я действительно открыл для себя очень многое. Особенно это касается батальных сцен, потому что съемка сражений требует специальных навыков.

– Я слышал, что съемочную группу однажды чуть не задавил танк.

– Лишь небольшую операторскую группу… Они снимали танк, который въезжал в деревенский дом. И поставили камеры так, чтобы видеть, как он выезжает из разрушенного дома. Танк дом не пробил и начал его сдвигать, и вся эта конструкция поползла в сторону операторов. К счастью, буквально в метре от камеры громада остановилась. Если бы танк проехал еще чуть-чуть, группу завалило бы бревнами. Кстати, ребята вели себя героически и никуда не убежали. Как оказалось, военные съемки связаны с большим риском. У нас при пиротехнических взрывах и танки загорались внутри, и было несколько случаев, когда вспыхивали башни, сиденья и так далее.

– Наверное, во время съемок постоянно происходит нечто подобное?

– Конечно, лошади могут внезапно куда-нибудь понестись, машины вспыхнуть. Например, у меня была пара подобных эпизодов, связанных с лошадьми на съемках «Цареубийцы». Лошадь с телегой понеслась по городу, и каскадер, который бросился ее остановить, сломал себе плечо. А на съемках «Всадника» лошадь понесло прямо в массовку, но, к счастью, никто не пострадал, только девочка, которая сидела в этой пролетке, потеряла сознание.

– Вы актеров держите в черном теле?

– Вообще-то я режиссер жесткий, но не могу сказать, что всегда актеров держу в черном теле. Тут многое зависит от таланта, оттого, как актер работает. В целом я не стараюсь, особенно в последние годы, сближаться с актерами, считаю, что это вредит работе. Ведь актер на съемочной площадке должен идти за мной и мне подчиняться. Может быть, все дело в моем возрасте. Значительная(??) часть актеров, которых я снимаю сегодня, значительно(??) младше меня, поэтому дружбы и близости не возникает.

Я слышал, что очень необычным образом Евгений Евстигнеев попал в ваш фильм «Зимний вечер в Гаграх».

– Мы с ним познакомились на фильме «Мы из джаза». Я хотел его снять в небольшом эпизоде. Евгений Александрович тогда был знаменитым актером, а я ничего не значившим(??) начинающим режиссером. Я ему позвонил и сказал: «Для вас это ничего не значит(??), а мне очень важно, чтобы сыграли именно вы». Евстигнеев попросил, чтобы ему позвонил директор. В общем, он согласился сниматься два (хотя я просил три) съемочных дня, назвал сумму, которая значительно превышала советские тарифы. Сценарий «Зимнего вечера в Гаграх» мы с Александром Бородянским писали под него, и первый, кому я послал сценарий, был Евстигнеев. Помню, он сразу же согласился и сказал: «Вот это моя роль, я хочу ее играть».

Это был не только великий актер, но и замечательный человек: умный, тонкий. После этого фильма мы стали очень близкими друзьями, несмотря на разницу в возрасте. Когда я пригласил его сниматься в фильме «Город Зеро», он даже сценарий не читал, попросил прислать его сцены и сообщить, когда надо прийти на съемочную площадку.

– На съемочной площадке вы человек жесткий, а дома?

– Тоже не очень легкий. Я вообще по жизни жесткий и требовательный. Думаю, у меня скверный характер.

– Наверное, поэтому и разводились три раза...

– Думаю, не столько поэтому. Скорее всего, я разводился потому, что свою жизнь полностью сориентировал на кино, всю ее искусству посвятил. Когда ты всю жизнь вкладываешь в работу, то, естественно, на многое другое у тебя не остается ни сил, ни времени. А женщины, они же не терпят двоевластия, им надо полностью все. Так что я думаю, причина не совсем сложившейся личной жизни в моей страсти к кино. Я не говорю, что это хорошо, не дай бог, чтобы кто-то подумал, что этим хвастаюсь. Может, это и плохо, но так уже случилось в моей судьбе.

– Я видел вашего сына Ваню, который совсем не похож на ребенка звездных родителей: образованный, скромный, фильм снял, отмеченный на ряде фестивалей. Как удалось такого сына воспитать?

– Не знаю. Мне кажется, ни у Вани, ни у младшего Васи нет чувства богемности. Мы не то, чтобы их всего лишали, но я очень много сил потратил, чтобы они читали. Сейчас этим надо специально заниматься, дети не хотят читать, их надо заставлять. Необязательно с помощью ремня, есть и другие формы, с помощью которых можно заинтересовать, но нельзя рассчитывать, что это придет само собой. Может быть, дело в том, что они видели, как я всю жизнь работаю, практически не отдыхаю. Ну а потом я никогда не считал себя звездой, говорю это абсолютно искренне, без кокетства. Когда я вижу, что меня узнают на улице, мне это кажется странным, меня это не привлекает. Это не значит, что у меня нет амбиций, они есть, но заключаются совсем в другом. Я работаю для того, чтобы делать кино. Мне интересно сделать его совершенным. Как говорил Феллини: «Ты всегда стремишься к этому, хотя изначально знаешь, что это невозможно».

– И все-таки, когда-нибудь, да отдыхаете. Каким образом?

– Многие годы я вообще не отдыхал, последние лет семь – дней десять, максимум. Куда-нибудь уезжал. Во время отдыха мне становится ужасно скучно, и на третий день я просто не знаю, куда себя девать. Я люблю свою работу, считаю, что мне очень повезло с профессией. К сожалению, большинству не так везет. Для поддержания формы хожу в бассейн, плаваю, а еще люблю посидеть с друзьями за столом, выпить вина.

– Вам никогда не хотелось поехать и побродить по Риму или Парижу?

– Так сложилось, что и в Рим, и в Париж я ездил помногу раз. Поэтому потребности туда ехать – у меня нет. Например, в Риме я работал два месяца и уже тогда набродился по городу достаточно. Но если будет какая-то оказия, я с удовольствием съезжу в Рим, поскольку люблю этот город.

– В фильмах «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх» и еще нескольких звучит музыка, написанная знаменитым композитором и джазовым музыкантом Анатолием Кроллом. Как вы с ним познакомились?

– Когда я начал работу над фильмом «Мы из джаза», нас познакомила выдающаяся музыкальный редактор Мина Яковлевна Бланк. Она сказала, что именно Анатолий Кролл должен писать музыку. Я сходил на его концерт в Доме офицеров и был потрясен этим выступлением, после чего предложил ему вместе работать. Вот так мы начали наше сотрудничество, а потом стали близкими друзьями, и семь очень разных картин мы с ним сделали вместе. Анатолий Ошерович выдающийся композитор и виртуозный пианист.

– А почему же вы его не пригласили участвовать в «Белом тигре»?

– В этой картине я использую музыку Рихарда Вагнера. И я пригласил двух композиторов, которые сделали несколько вариаций на эту музыку. В этой ситуации не было нужды беспокоить Кролла. Но даст Бог, будет следующая картина, где потребуется авторская музыка, тогда Кролла я приглашу обязательно.


В мире Сына экс-президента Германии убили во время лекции в клинике Сына экс-президента Германии убили во время лекции в клинике

Сын экс-президента Германии Рихарда фон Вайцзеккера, занимавшего этот пост с 1984 по 1994 год, врач Фриц фон Вайцзеккер скончался во вторник от ножевых ранений после нападения во время лекции в берлинской клинике Schlosspark-Klinik, сообщает телерадиокомпания RBB.

Экономика В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт

Банк России планирует вернуться к обсуждению размера комиссии за межбанковские переводы, пишет РБК со ссылкой на директора департамента стратегии развития финансового рынка ЦБ Владимира Таможникова.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень" Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.