30 мая 2012, 12:44, Андрей ИЛЬИН

ФНПР – за достойные пенсии!

Пенсионное обеспечение – очень важный вопрос, который приобретает особое звучание в силу усилившихся в последнее время дебатов и различных предложений по построению пенсионной системы. Много дискуссий ведется среди научного сообщества, социальных пар

ФНПР – за достойные пенсии!

Пенсионная система России в кризисном состоянии. Существующая система не удовлетворяет всех: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий, работодателей – из-за высоких страховых взносов в Пенсионный фонд; власть – потому что население недовольно низким прожиточным уровнем пенсионеров. Как вывести страну из этой ситуации, думают многие специалисты, предлагая различные методы решения. Мы попросили поделиться своим мнением с читателями «Трибуны» заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России Давида КРИШТАЛЯ.

– Давид Михайлович, сегодня много вопросов и мнений появляется по реорганизации пенсионной системы. Какова позиция профсоюзов?

– Реформирование необходимо проводить на основе и с учетом международного и отечественного опыта, добиваясь повышения эффективности функционирования каждой составляющей пенсионной системы: общественно-страховой, корпоративной, добровольной, обеспечивая на этой основе последовательный рост уровня защищенности работника в старости. Продолжить движение в сторону более четкого и полного разграничения социально-страхового и государственно-обеспечительного направлений пенсионной системы страны.

Хочу напомнить, что в России новый этап пенсионной реформы начался в середине 90-х годов, которая предполагала реализацию смешанного варианта начисления пенсий. Цели этой реформы были направлены на изменение существующей системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью с сохранением принципа солидарности поколений. Основными целями и задачами данной реформы являлись достижение долгосрочной финансовой стабильности, финансовой сбалансированности, обеспечение прозрачности пенсионной системы, повышение уровня обеспечения граждан и формирования дополнительного источника доходов в систему социальной защиты, реформа 2002 года не позволила выполнить то, что было обещано при ее запуске. Не малая «заслуга» в том, на наш взгляд, ЕСН.

Снижение ЕСН привело к снижению уровня жизни работника при наступлении страхового случая, то есть при утрате постоянного заработка в связи со старостью или болезнью. Намерения государства превратить ЕСН в налог общего покрытия и использовать страховые средства наемных работников по своему усмотрению наносили ущерб системе социального страхования.

ФНПР всегда возражала против введения социального налога как элемента чуждого социальному страхованию, как мы и предупреждали, введение этой налоговой системы привело в конечном итоге к дальнейшему разбалансированию системы социального страхования, в том числе и Пенсионного фонда. И под давлением профсоюзов вновь перешли на страховые принципы.

При этом стоит отметить, что результаты прошлого года показывают, что собираемость взносов в страховые фонды значительно повысилась по сравнению со средней собираемостью налогов в стране, которая составляла примерно 85%, на том же уровне находился единый социальный налог. Взносы в социальные фонды по итогам 2011 года около 97%, такой показатель был и до введения единого социального налога.

– Современные пенсионеры, несмотря на принимаемые меры, не довольны размером пенсий. Есть ли решения на ваш взгляд?

– Хотелось бы сказать, что пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий; обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Существующее пенсионное обеспечение не гарантирует работнику, который ушел с производства, получение достойной пенсии в период нетрудоспособности по возрасту. Потому что на сегодняшний день даже средний коэффициент замещения средней пенсии по отношению к среднему заработку составляет 35,6 процента. Но передовые страны уже давно приняли для себя норму по замещению пенсией утраченного заработка не менее 40 процентов, как этого требует Конвенция Международной организации труда № 102, которая была принята еще в 1952 году.

Я напомню, что до сих пор не ратифицирована 102-я Конвенция МОТ. Признание и принятие положений этой Конвенции позволяют усилить взаимосвязь труда с уровнем будущего пенсионного обеспечения работника.

Мы должны добиться, чтобы для каждого работающего – будущего и настоящего пенсионера этот показатель был не ниже 40 процентов. Как вы понимаете – это разные величины, когда мы рассматриваем средние цифры каждого отдельно взятого человека. Поэтому на протяжении многих лет остается актуальным вопрос о создании устойчивой эффективной и сбалансированной системы пенсионного страхования, гарантирующий всем застрахованным достойный уровень пенсии. Федерация предлагает разобраться по каждой группе трудозанятого населения и на этой основе определиться, каким должен быть размер страхового взноса, вносимого работодателями. При этом необходимо помнить, что спецификой средств социального страхования является их строго целевое использование.

ФНПР неоднократно обращала внимание социальных партнеров, что рассматривает этот документ не только и не столько с точки зрения установления норм обеспечения, а как методику организации системы социального страхования, в том числе страхования по старости. А здесь у нас много вопросов, которые надо решать вместе с социальными партнерами.

– Один из них, безусловно, касается пенсионного возраста. Каково ваше отношение к предложениям специалистов по данному вопросу?

– В последнее время тема пенсионного возраста вновь стала одной из самых обсуждаемых. Основной аргумент повышения пенсионного возраста – это необходимость финансовой стабилизации пенсионной системы и преодоление ее дефицита. На деле финансовое ведомство в очередной раз предлагает латать бюджетные дыры за счет работающего населения.

Ранний возраст выхода на пенсию в России по сравнению с развитыми странами связан с низкой продолжительностью жизни российского населения. В российских условиях повышение пенсионного возраста для мужчин, средняя продолжительность жизни которых не дотягивает до пенсионного возраста, сделает получение пенсии для большей части мужского населения несбыточной мечтой.

Сегодня большинство граждан, достигших пенсионного возраста, продолжает работать. Как правило, пенсионеров на работу толкает крайняя нужда, связанная с низкими размерами заработной платы и пенсий, а на работу их берут неохотно. ФНПР считает, что в действующей пенсионной системе существует достаточно ресурсов для ее совершенствования в социальном и экономическом аспекте, а вопрос повышения пенсионного возраста стоит на последнем месте.

На наш взгляд, вместо пенсионного возраста следует поднимать облагаемую взносами зарплату, бороться с выплатами в конвертах, снижать безработицу.

Поэтому мы считаем, что для эффективного развития пенсионной системы в первую очередь необходимо выходить на международные показатели по доле заработной платы в объеме ВВП. Крайне низкий МРОТ (минимальный размер оплаты труда) дает возможность работодателям устанавливать заработную плату, не соответствующую потребительскому бюджету, необходимому для нормального воспроизводства рабочей силы.

Еще раз хочу подчеркнуть, что жалобы работодателей на высокие отчисления с заработной платы в российских условиях представляются малообоснованными, так как эти отчисления входят в себестоимость продукции. Работодатели активны в своих выступлениях, они пытаются поселить в общественном сознании мысль о непомерности социальных отчислений. Все их аргументы страдают не половинчатостью, а я бы сказал, определенной ложью. На наш взгляд, работодатели должны повысить минимальную заработную плату, отменить «черную» зарплату и спокойнее относиться к вопросу повышения взносов в социальные фонды.

Мы подчеркиваем, что целесообразнее направить усилия на создание таких экономических условий, которые создадут новые рабочие места, повысят производительность труда, увеличат благосостояние населения и его социальную защищенность и приведут к тому, что молодежь, которая у нас сейчас безработная, получит рабочие места, а пенсионеры будут сами решать, работать им или нет. В этом случае само собой исчезнет необходимость повышения пенсионного возраста.

– Конечно же, нельзя не спросить про накопительную систему…

– Хотелось бы сегодня обратить ваше внимание на обострение проблем в развитии накопительной системы в рамках обязательного пенсионного страхования. В этом элементе пенсионной системы на сегодняшний день существует ряд крупных юридических и экономических коллизий, препятствующих нормальному развитию накопительного пенсионного страхования. В настоящее время накопительная пенсионная система аккумулировала в себе значительную массу денежных средств, однако эффективного их использования до сих пор не удалось добиться – это является серьезным основанием для недовольства застрахованных и серьезным поводом для специалистов еще раз проанализировать развитие ситуации в этой области.

При реформировании пенсионной системы на накопительных принципах были полностью проигнорированы рекомендации Международных организаций о том, что применение обязательных накопительных планов целесообразно лишь в ограниченных масштабах для работников с заработной платой, значительно превышающей средний уровень.

Представляется целесообразным последовательное исправление допущенной системной ошибки, связанной с включением накопительных принципов в систему обязательного социального страхования. Практическими шагами в решении данного вопроса могут стать развитие корпоративных систем пенсионного страхования и предоставление застрахованному права выбора о направлении «своей» части средств в накопительную систему, в страховую, и корпоративную систему.

– А каково сейчас положение так называемых «льготных» пенсионеров?

– Пенсионная система способствует сохранению высокой доли рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства, предоставляющими право досрочного выхода на пенсию. Унаследованная с советских времен система досрочных пенсий не создает стимулов для замещения рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями производства местами с нормальными условиями. Если за рубежом право на досрочную пенсию имеют 3–4 профессиональные группы, то в России число профессий и производств, работа в которых дает право на досрочную пенсию, составляет около 2 тысяч, объединенных в 27 групп получателей. Фактически досрочные пенсии выполняют роль дополнительного вознаграждения за работу в «списочных» производствах, профессиях и регионах. Численность получателей пенсий по данному основанию – около 25% от общих получателей. Такая система была выгодна работодателям.

Профсоюзы предлагают, чтобы работодатели платили дополнительные взносы за каждого работника, который должен выйти на пенсию досрочно. Рабочие места с вредными и опасными условиями труда должны проходить аттестацию. В аттестационную комиссию должны входить – профсоюзы, представители государства и независимые эксперты, т.е. инструментом данного вопроса должно стать, с одной стороны, повышение оплаты труда, с другой – улучшение условий труда.

Пенсионная система – это «объемное» отражение всех компонентов жизни любого государства, достигнутого уровня зарплат, применяемой системы налогов, демографическая ситуация в стране, состояние рынка труда, культурных, национальных традиций, развитости структур гражданского общества и институтов власти. Ее нельзя изменить, не затрагивая всего круга социально-экономических составляющих жизни общества.

От эффективности системы зависит моральное состояние всего общества. Вопросы пенсионной реформы не относятся к числу легких. Мы надеемся продолжить работу с социальными партнерами и другими заинтересованными сторонами по поиску, разработке и реализации эффективных решений.


Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски" Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски"

Форс мажор "Роман-на – дому" был запущен с момента начала карантина в столице. Предложенный театром флешмоб "Когда мы снимем маски", это своего рода вполне реальный проект, заточенный на благодарности всем медицинским работникам, сражающимся со смертельным вирусом KOVID – 19 и спасающим жизни тысяч людей.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.