27 июня 2012, 12:48, Михаил МОРОЗОВ

Идеология рубля

Как показал опубликованный на прошедшей неделе опрос «Левада-Центра», отношение москвичей к мэру Сергею Собянину ухудшается. Есть ли для этого основания? Как следует из опроса, с августа прошлого года доля респондентов с «очень плохим или плохим» впе

Идеология рубля

Одной из основных задач нынешнего градоначальника была борьба с пробками – на эти цели из бюджета выделены сотни миллиардов рублей. Однако горожане не видят результатов этой работы. Доля респондентов, считающих, что работа общественного транспорта улучшилась по сравнению с октябрем 2011 года, снизилась с 34 до 29%. А 20% опрошенных против прежних 8% отметили ухудшение в данной сфере. 48% считают, что положение дел с пробками не изменилось, прежним остался и уровень коррупции.

Мэрия считает, что выборка (опросили 500 москвичей) маловата и потому результаты некорректны. Это и понятно, ведь Сергей Собянин как-то заявил, что уйдет в отставку, если выяснится, что большинство столичных жителей ему не доверяют.

Но если нет доверия к статистике, обратимся к фактам и посмотрим, что изменилось в Москве за более чем полтора года работы господина Собянина. Из самых заметных достижений можно отметить реальную борьбу с засильем наружной рекламы, хотя эта борьба идет с переменным успехом. Положительно оценивают москвичи закрытие рынков, особенно в таких культовых местах, как Лужники. Хотя это было сделано в соответствии не с региональным, а с федеральным законом. Столичная мэрия пересмотрела многие инвестконтракты в области строительства, однако в целом мало что изменилось в отношении властей к сохранению старой Москвы. Общественность по-прежнему борется с чиновниками за сохранение памятников старины и своих дворов. Продолжаются бои в Козихинском переулке и других местах так называемых точечных застроек.

Позволяет ли все это сделать вывод о том, что решены или намечены пути решения главных проблем города? Стало ли в Москве комфортнее жить или работать? Удобнее ли теперь передвигаться по городу? Стал ли механизм принятия ключевых градостроительных решений более прозрачным, понятным и логичным?

Можно полагать, что в мэрии дадут утвердительные ответы на любые вопросы. Однако у каждого москвича есть свой взгляд на вещи. У нас он тоже есть. Стоит выглянуть из окна и сразу понимаешь – мало что изменилось. Сотрудники редакции, например, часто бывают на площади Белорусского вокзала и Ленинградском проспекте, в самом его начале. А там уже много лет идет нескончаемое строительство. Точнее, площадь Тверской Заставы превращена в чудовищный памятник долгостроя. Очевидно, что лужковский проект строительства здесь подземного торгового центра реализовывать было нельзя, и Сергей Собянин его остановил. Спасибо ему. Понятно, что теперь надо разбираться с инвесторами и решать, что и как здесь строить. Но сколько же этот процесс может продолжаться? Неужели у мегаполиса мирового значения, финансового центра, да и у всей великой страны нет сил навести порядок на одном из самых оживленных и ключевых перекрестков столицы, можно сказать, у западных ворот Москвы, в нескольких километрах от Кремля? Тем более что расходная часть бюджета города увеличилась в 2011 году на 157,3 млрд рублей.

С участком Ленинградского проспекта, примыкающим к Белорусскому вокзалу, еще смешнее. Здесь работы, наоборот, не прекращаются уже больше года. Отрезок небольшой, а денег здесь освоено немало. В прошлом году на аллее, разделяющей потоки транспорта, был заменен грунт, пересеян газон и переложен асфальт. Позже там же проложили какую-то трубу и соответственно провели эти же работы повторно. По весне 2012 года там снова случились масштабные работы по реконструкции: заменили газоны, уложили заново асфальт на пешеходных дорожках, естественно, заменили бордюр. Кроме того, возвели заборы и даже соорудили модные и дорогие бетонно-травяные парковки. А теперь это все безжалостно уничтожают мощные бульдозеры. Как нам разъяснили в Департаменте строительства города Москвы, здесь начато строительство подземного пешеходного перехода длиной 124 метра. Прекрасно. Спасибо мэру за заботу о москвичах. Но нельзя ли было сначала построить пешеходный переход, а затем зарывать средства на реконструкцию окружающей территории. Даже не будем спрашивать, сколько денег налогоплательщиков вылетело на ветер, можно только предположить, что немало. И часть из них, несомненно, осела на счетах строительных компаний. Бог с ними. Вопрос в другом: когда, наконец, в действиях властей появится некая осмысленность, разумность? Ведь нельзя же бесконечно следовать только одной логике – освоения бюджетных средств? Нельзя же превращать мировую столицу в зону нескончаемого строительства с непредсказуемыми последствиями?

В текущем году ставшая культовой борьба властей за транспортное благополучие столицы вышла на новый уровень. Весной в Каннах на международной выставке недвижимости MIPIM-2012 была с помпой представлена программа развития парковочного пространства Москвы. Но разве в столице уже решена проблема парковок? Для того чтобы закатать в асфальт газоны, большого ума не надо. А ведь других оригинальных предложений в этой сфере пока не видно. По центру города как нельзя было проехать из-за припаркованных машин, так все и теперь не протиснуться, если не сказать хуже. Вся надежда на ужесточение с 1 июля штрафных санкций. Но машины как некуда было ставить, так и сейчас негде их приткнуть. Про перехватывающие парковки мы больше слышим, чем их видим. Вместо них у конечных станций метро продолжают как грибы после дождя расти все новые торгово-развлекательные центры.

Опять же о том, что сами лично видим регулярно. Отрезок проспекта Вернадского у метро «Юго-Западная» – вечная пробка. Конечная станция метро, конечные остановки автобусов. Ширина дороги позволяет нормально организовать здесь движение. Но для этого нужны мозги и желание помочь жителям преодолевать ежедневный стресс. Вот здесь бы выстроить перехватывающую парковку. Вместо этого тут громоздятся все новые торговые площади, усугубляя транспортный коллапс.

Немало разговоров мы слышим и про знаменитые «вылетные» магистрали. Но даже правительственная трасса – Ленинский проспект – Киевское шоссе, ведущая к аэропорту Внуково-2, стоит круглые сутки из-за пробок на развязке с МКАД. А ведь это шоссе должно связать «старый город» с огромными присоединяемыми территориями. Должно-то оно должно…

Программа «Народный гараж», многократно похороненная и вновь реанимированная, не так давно опять признана самим правительством Москвы проваленной. «Народный гараж» так и не стал народным. Одновременно мэрия ополчилась на гаражи и ракушки граждан, которые подвергаются нещадному уничтожению. И опять, как и во времена Лужкова, мы слышим о несбыточных планах в этой сфере – 2 млн машино-мест к 2025 году. Ну-ну… Расчет на то, что к тому времени или все об этом забудут, или спросить будет не с кого.

Можно пройтись еще по частностям. Выделенные полосы общественного транспорта во многих местах не действуют и лишь смущают автомобилистов, увеличивая пробки. Кстати, как уверяют специалисты-транспортники, эти полосы сделаны неоправданно широкими. И формировать их следовало не за счет уже имеющих, а за счет расширения дорожного полотна или пересмотра ширины полос движения.

Чтобы решить все эти проблемы – дороги, пробки, жилье, точечная застройка, благоустройство и пр. – нужно изменить саму идеологию развития города. Добиться, чтобы дороги сооружались для решения транспортной проблемы, а не для коммерческой выгоды подрядчиков и заказчиков. Чтобы жилье, офисы строились для удобства жизни, а не для иных целей. Чтобы благоустройство проводилось не для закапывания денег, а для украшения и облагораживания окружающей среды. И так далее. А пока что купающаяся в деньгах мировая столица не в состоянии обеспечить комфортную жизнь своих обитателей.

В октябре прошлого года Сергей Собянин заявил: «Главное, что нам удалось сделать за год, это изменить идеологию развития города». Но для того чтобы убедиться, что при новом мэре мало что изменилось, достаточно взглянуть на динамику цен на недвижимость. Она, как всегда, положительная, в смысле повышательная. Как известно, цены на квадратные метры в Москве давно перекрыли аналогичные показатели во многих самых дорогих столицах мира, и это при плохом качестве и невысоких потребительских свойствах жилья. Запредельные цены при низкой зарплате рабочей силы нам объясняют высокой стоимостью столичной земли. Но из чего она складывается? Даже школьникам известно, что в строительной сфере до половины стоимости проекта приходится на взятки чиновникам и откаты или, как это научно называется, на согласования. О резком снижении стоимости недвижимости говорил еще Лужков, шли разговоры о том же и после его ухода. Но, судя по тому, что это так и остается на уровне разговоров, можно делать вывод о коренном изменении идеологии развития города. Или же о его отсутствии. Как говорится, думайте сами.


Политика Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал готовность американского лидера Дональда Трампа к войне с Турцией, отметив, что еще не было такого, чтобы США угрожали ударами союзнику по НАТО.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России

В Минтруде ответили на публикации в СМИ о грядущих сокращениях в российских компаниях и заявили, что показатели безработицы в следующем году сохранятся на нынешнем уровне.

Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.