3 июля 2012, 08:40, Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

«Бесы» молодости не страшны

Нередко приходится слышать, что нет ярких молодых режиссерских имен, что если они и приходят в театр, так только для того, чтобы поставить нечто сверхсовременное, самоутвердиться любым способом. Да, такое нередко случается как в театре, так и в кино.

«Бесы» молодости не страшны Автор фото: РАМТ

Две последние премьеры – «Шатов. Кириллов. Петр» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы» (постановка артиста Александра Доронина) и «Ксения Петербургская» Вадима Леванова (режиссер Наталья Шумилкина). Сравнивать две эти работы невозможно – настолько разнятся они по своим эстетическим приемам, режиссерской изобретательности и актерской наполненности. Но сравнить их необходимо, потому что в них воплощены лучшие и, может быть, главные черты русского психологического театра и слишком поторопились фанаты постмодернизма похоронить его завоевания.

Александр Доронин создал сценическую версию всего нескольких глав сложнейшего романа Федора Достоевского, уделив значительное место в ней программе Петра Верховенского, очень выразительно сыгранного Сергеем Печенкиным. Конечно, в первую очередь этот спектакль адресован тем, кто «Бесов» не просто прочитал когда-то, но достаточно хорошо знает. В программке к спектаклю приведены слова Николая Бердяева: «Революция всегда есть в значительной степени маскарад, и если сорвать маски, то можно встретить старые, знакомые лица. Новые души рождаются позже, после глубокого перерождения и осмысливания опыта революции».

«Маскарад», предстающий в спектакле «Шатов. Кириллов. Петр», поистине трагический. Временами напоминающий не столько маскарад, сколько балаган – страшный, бессмысленный, кровавый. Все персонажи «съедены идеей», они не в силах противостоять завладевшей ими когда-то религиозной или атеистической мыслью. Кириллов в блистательном исполнении Андрея Сипина кажется сошедшим со страниц романа со своим, действительно «фатальным лицом», с убежденностью, что, покончив с собой, станет Богом. Шатов предельно сосредоточен на противоположной идее и тоже воспринимается пришедшим на сцену из пространства романа. Алексей Янин, начиная роль сдержанно и суховато, постепенно раскрывается и к моменту появления бывшей жены Марьи Шатовой (актриса Людмила Пивоварова) уже одержим высочайшим эмоциональным порывом. В этом противопоставлении счастья, овладевшего Шатовым, и каким-то поспешным, суетливым его убийством раскрывается отчетливая мысль режиссера о преступности любого насилия, о том, что идея, какой бы высокой она ни была, не должна «съедать» человека.

Спектакль Александра Доронина взывает к мыслям серьезным и важным. Он современен в лучшем смысле этого понятия и традиционен одновременно.

  Прямо противоположным кажется спектакль Натальи Шумилкиной. Популярную пьесу Вадима Леванова режиссер прочитала как скоморошину, несмотря на то, что в основе «Ксении Петербургской» лежит житие святой, канонизированной в 1988 году. Веселый, по-настоящему игровой спектакль несет глубокую мысль о том, что выше любви нет ничего на свете. После неожиданной смерти мужа, не успевшего покаяться в своих грехах, Ксения (ее изумительно играет Татьяна Матюхова) надевает его платье, присваивает его имя, чтобы своим подвигом юродства заслужить прощение тому, кого она «любила больше, чем жизнь». Ничто не останавливает ее на задуманном пути – ни встреча с бывшей возлюбленной мужа Катей (замечательная работа Оксаны Саньковой), ни искушения Агасфера, который сыгран Алексеем Блохиным как фигура мистическая и зловещая, ни встреча с Поэтом (Виктор Панченко), которого она спасает от гибели. И муж Андрей Федорович (Виктор Потапешкин) приходит к ней, чтобы объявить о полученном прощении, надеть белый пиджак и со словом «прости!..» покинуть Ксению навсегда. Вера Зотова, выразительно играющая Марфушу, выступила в спектакле еще и сценографом, и автором костюмов, а музыка Ивана Волкова придала действу те необходимые печаль и радость, которые заставляли зрителей то безудержно смеяться, то украдкой смахивать слезы. Вот так щедро и разнообразно выстраивает работу своего театра Алексей Бородин, убеждая нас в том, что молодая режиссура – не только родилась, но и набирает силы, чтобы заявить о себе уверенно. 


В мире В Индии самолет выкатился за пределы полосы и развалился на части В Индии самолет выкатился за пределы полосы и развалился на части

В Индии самолет авиакомпании Air India Express при посадке в городе Кожикоде, штате Керала, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пилот погиб, множество пассажиров получили травмы, написал в Twitter экс-министр культуры и туризма страны Альфонс Каннантанам.


Культура Юные танцоры выступят в новом телесезоне Юные танцоры выступят в новом телесезоне

Проект телеканала "Россия – Культура", посвященный детскому и юношескому танцу, стартовал в январе 2020 года в новогодние каникулы и настолько понравился зрителям и самим участникам, что количество желающих увидеть продолжение и продемонстрировать свои таланты и умения превысило все ожидания. Поэтому было принято решение снимать второй сезон, где юные артисты вновь готовы танцевать.