4 июля 2012, 23:30, Любовь ЛЕБЕДИНА

Куда шагал Шагал?

Третьяковская галерея сделала большой подарок москвичам и гостям столицы, организовав грандиозную выставку Марка Шагала, приуроченную к его 125-летию, куда поток посетителей увеличивается с каждым днем. В этом убедился наш корреспондент, постаравшийс

Куда шагал Шагал?

На самом деле настоящее имя великого художника Моисей, но когда впервые в 1911 году он оказался в Париже и по соседству с ним жили Модильяни и Леже, то его стали звать Марком. С тех пор и до самой кончины в 1985 году Шагал для всех оставался Марком. Побывав на выставке, где представлено 150 картин, графики, скульптур и витражей Шагала, я подумала, а ведь он был, даже не был, а остается Моисеем, продолжающим водить нас по бескрайним просторам художественной вселенной. Тем не менее живопись Шагала не всегда понимали. Когда он осмелился изобразить людей и зверей, летающих в воздухе, то общественность фыркала и смеялась, ведь это нереалистично, на что парировал: «Это неправда, что мое искусство фантастично. Я реалист, с любовью к земле».

И все же он лукавил, поскольку все его полотна и графика – не что иное, как фантастический реализм, корнями уходящий в народный лубок, наивный примитивизм. В противном случае невозможно объяснить абсолютно плоские фигуры, будто «сфотографированные» с офортов древнерусских мастеров. Шагал удивительно многолик и, конечно, прекрасный рисовальщик, мог одной непрерывной линией обозначить характер персонажа. Так, эскизы к «Мертвым душам» Гоголя настолько впечатлили французов, что они перевели это произведение на свой язык. Город NN Николая Васильевича был и его городом – родным Витебском с покосившимися заборами, козами, пузатыми самоварами и скрипачами на крыше. Да возьмите хотя бы его автопортрет 1914 года – припомаженные волосы с пробором, черный скромный сюртук, облегающий тощую фигуру, – все говорит об аккуратном, бережливом юноше, желающем произвести хорошее впечатление. Ведь, как ни крути, а бедность накладывает особый отпечаток на человека, заставляет «изображать хорошую мину при плохой игре» и в то же время преодолевать немыслимые барьеры, ибо ничто так не унижает художника, как жизнь с протянутой рукой.

Шагал никогда никого ни о чем не просил, но его талант был настолько магическим, что сама судьба как бы опекала гордеца. Только представьте, в 1914 году ему удается без копейки в кармане устроить персональную выставку в Берлине. Ну а когда молодая республика рабочих и крестьян сбрасывает за борт современности чуждый ей классицизм, то картины Шагала покупает государство и назначает уполномоченным по делам искусства в Витебской области. И тут у него появляется соперник Казимир Малевич, оклеветавший фантастического реалиста и занявший его место. Таким образом, автор знаменитого «Черного квадрата» не оставил другого выхода Шагалу, как согласиться на приглашение издателя Воллара переехать с семьей в Париж в 1923 году. Больше(???) он вернулся на родину, получив французское гражданство, только в 1937 году, так как за ним тянулся шлейф красного командира. В это же время немецкие нацисты объявляют картины Шагала «дегенеративным искусством», и все до одной уничтожают. Выходец из бедной еврейской семьи понимал: фашисты, оккупировав Францию, не пощадят ни его, ни его родных, поэтому в 1941 году с помощью друзей все вместе отплывают в Америку, где в 1944 году умирает любимая жена Белла. Насколько тяжело он переживал невосполнимую утрату видно в заказанных иллюстрациях к Библии, например – «Авраам, тоскующий по Саре».

Дело в том, что до заокеанского периода художник неоднократно обращался к библейской теме. Так, во всех альбомах, иллюстрирующих творчество Шагала, вы можете увидеть картину 1934 года (уже зарубежного периода) «Падение ангела». Насколько известно: ангел – среднего рода, но тут изображена женщина красного цвета с крыльями, стремительно летящая вниз головой, а на заднем плане мучается распятый Иисус Христос. Художественная аллюзия вполне понятная: обагренная кровью большевистская Россия свергнута с небес, и ее ожидает голгофа, как Сына Небесного.

Но вот что интересно: как бы Шагал ни обвинял красный террор в России, любовь к родному Витебску от этого не убывала. Скорее наоборот, он опоэтизировал любимое предместье. Достаточно увидеть картину маслом «Обнаженная над Витебском» 1933 года, где на холсте изображено абсолютно реальное розовое тело женщины, подобно облаку, плывущему над кривыми улочками, куполами церквей и игрушечными домиками. Самое удивительное, что в этом уже пожилом человеке сохраняется душа ребенка, открытая чудесным преображениям, происходящим в мире. Возьмите его коллажи 60–70-х годов прошлого столетия, и вы ощутите в них нечто детское, подобное тому, когда малыш складывает картинки и образуется нечто в виде разноцветного лоскутного одеяла. Один из последних автопортретов художника 1954 года со скрипкой во рту также подтверждает – музыка по-прежнему живет в израненном сердце романтика, поэтому все изображенные им скрипачи – верные друзья до гроба. «Триумф музыки» – так называется эскиз панно для «Метрополитен-оперы» в Америке 1966 года, где на красно-желтом фоне кружат птицы и ангелы, трубящие о победе света над тьмой. Поэтому все чаще и чаще, начиная с 50-х годов прошлого столетия, шестидесятилетний Шагал отдает предпочтение витражам и мозаике, когда солнечные лучи, проникая через цветное стекло, создают хрупкий, прозрачный мир, подобный божественной гармонии.

Наконец, в 1973 году, после 50 лет разлуки, Шагал с кратким визитом приезжает в Москву и дарит Третьяковской галерее и Пушкинскому изобразительному музею ряд своих картин, а после этого еще 12 лет создает свои уникальные шедевры, доказывая, что возраст не помеха для великого художника, если у него юная душа.


В мире В Донецке убили замкомандира полка МВД ДНР Алексея Кривулю В Донецке убили замкомандира полка МВД ДНР Алексея Кривулю

В понедельник, 20 января, в Донецке был убит заместитель командира полка специального назначения внутренних войск МВД самопровозглашенной Донецкой народной республики Алексей Кривуля (позывной Грин), сообщил депутат Народного совета ДНР Владислав Бердичевский.

Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Бахрушинский музей отмечает 110-летие со дня рождения Галины Улановой Бахрушинский музей отмечает 110-летие со дня рождения Галины Улановой

С 18 января по 22 марта в театральном музее имени Бахрушина проходит уникальная выставка, посвященная жизни и творчеству великой балерины, народной артистке СССР Галине Улановой, покорявшей своим мастерством зрителей на всех континентах.

Спорт В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA В РУСАДА рассказали о процедуре оспаривания решения WADA

Глава Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Юрий Ганус рассказал, какой пакет документов направили во Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и какие процедуры последуют после этого.