18 июля 2012, 14:20, Дарья ЯНИШЕВСКАЯ

Отца сыграть невозможно

Владимир Семенович Высоцкий ушел из жизни 25 июля 1980 года, ровно 32 года назад, когда ему перевалило едва за сорок. Москва не помнила таких похорон. Вся площадь перед Театром на Таганке была запружена народом, поэтому милиция волновалась, но подела

Отца сыграть невозможно

Недавно на экраны вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой». Сценарий к нему написал Никита Владимирович Высоцкий, актер, директор «Дома Высоцкого» на Таганке, где и состоялась беседа нашего корреспондента с сыном прославленного барда и поэта.

– Никита Владимирович, пятнадцать лет назад вы стали директором музея Высоцкого на Таганке. Скажите, как вам удалось собрать столько материалов?

– Коллекция собиралась и раньше, до того, как я сюда пришел. Очень многое было сдано нашей семьей, близкими к отцу людьми и различными организациями. С 80-го года люди несли в Театр на Таганке фотографии, записи, автографы Высоцкого. Таким образом, коллекция и собиралась. A вообще идея музея не моя, она возникла сразу, как умер отец в 1980 году. Моя роль заключается в том, что я как-то систематизировал коллекцию и создал условия для ее хранения, ядром которой является то, что сохранила наша семья и мама отца – Нина Максимовна Высоцкая. Она передала огромную часть его архива, библиотеку, документы, включая детские письма и новогодние игрушки.

– Ваша мать тоже проводит экскурсии?

– Людмила Владимировна пришла в музей раньше, чем я. Она эту идею поддерживала всегда и проводит здесь не только экскурсии, но и выезжает с лекциями, приглашает на конференции.

– Помимо выставки у вас проводятся разные тематические вечера. Какие ближайшие мероприятия намечены?

– 24 июля мы откроем выставку «Високосный год Высоцкого». Также состоится спектакль по произведениям Высоцкого. Обычно в эти дни у нас играют актеры Театра на Таганке, и гала-концертов не предвидится. Ведь через полгода будет 75 лет отцу, и вот тогда в Питере 30 января пройдет большой концерт, другой концерт состоится в «Крокус Сити» в Москве. Будет несколько больших телевизионных проектов, связанных с памятью отца. По Первому каналу, надеюсь, покажут четырехсерийный телевизионный вариант фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой».

– Пятнадцать лет назад вы давали интервью одному популярному журналу, в котором сказали, что хотели бы сотрудничать с Мариной Влади. Это осуществилось?

– Когда мы обращаемся к ней за консультациями по поводу имеющихся материалов, то она отвечает. Что касается издания Высоцкого – тоже принимала в этом участие. У нее есть свой представитель в Москве, через которого Влади работает со мной. В общем, Марина не безучастна, но сказать, чтобы она принимала активное участие в жизни музея, – этого нет.

– Скажите, кому принадлежала идея создания фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»?

– Трудно определить, кому принадлежит авторство. Разговоры о создании фильма шли давно. Многие проекты начинались, но ничем не заканчивались. А шесть лет назад у меня был разговор с Константином Эрнстом. Он решительно сказал, что хочет сделать фильм. Поэтому наш фильм это скорее его идея. Другое дело, мне принадлежит сценарная идея. Историю, которая легла в основу фильма, я знал с 16 лет. Когда умер отец, мне ее рассказал Сева Абдулов.

– То есть это реальная история?

– В подобных ситуациях проходит под грифом «Основано на реальных событиях», что в художественном кино вполне допустимо. Мы не старались сделать документальную ленту. Кстати, возникшую идею я предлагал воплотить профессиональным сценаристам. Но Константин Львович убедил меня, что только я должен работать над картиной, поэтому и довел ее до конца. Для меня история, случившаяся с отцом, очень показательна. Она не переставала волновать в течение многих лет, по сути, я с ней жил. Я читал много сценариев, но в основном они были слишком оптимистичные.

– Расскажите, почему вы сами не захотели сыграть отца?

– Во-первых, я человек совершенно другого плана. У меня другая фактура, другая психика. Хотя в какой-то момент возникла идея, что именно я должен играть. Да, не похож, зато его сын. Какое-то время я сбрасывал вес, качался, осваивал семиструнную гитару, на мне даже пробовали пластический грим. Когда мы поняли, что грим дает возможность сделать внешний образ, подобный отцу, тогда обратились к Сергею Безрукову. По-моему, он прекрасно сработал в картине. В таком гриме действительно сложно улыбаться, существовать, но работа проделана колоссальная. По сути, это не двойник, не клон, а художественный образ, максимально приближенный к реальному.

– Прежде вы говорили, что хотели бы видеть режиссером Станислава Говорухина...

– За несколько лет до съемок мы начали думать, кто может снять. Естественно, первой кандидатурой стал Станислав Сергеевич, но он отказался, даже не посмотрев сценарий. Дальше появилась идея насчет Александра Митты. Он работал с отцом, дружил с ним, и поначалу согласился. Но потом сказал, что сегодняшнюю картину может сделать человек, не отягощенный воспоминаниями, свободный от многих вещей, то есть молодой энергичный человек. В итоге появился Петр Буслов, и получилось современное кино, a не ностальгическое.

– Как вы относитесь к критике в адрес вашей картины?

– Любому человеку, делавшему свое дело честно, всегда неприятно, когда его картину оценивают негативно. И если мне в лицо или по Интернету говорят: «Вы сделали гадость», a я смотрю на экран, и у меня такого ощущения не возникает, то становится обидно. Я считаю, что мы создали хорошую картину. Да, в ней есть недостатки, но идеальных фильмов вообще мало. Это честный фильм, интересный, современный, появившийся вовремя, поскольку людей, которые видели Высоцкого и знали его, становится все меньше.

– Прошло больше двадцати лет после ухода из жизни вашего отца. Каким вы его запомнили?

– На этот вопрос невозможно ответить, поскольку наша память играет с нами злые шутки. Начинаешь вспоминать то, чего как бы и не было. С другой стороны, существует какой-то образ внутри. У каждого свой Высоцкий, я никому своего не навязываю. В силу своей должности я каждый день сталкиваюсь с его песнями, стихами, воспоминаниями. Я не считаю нужным его «причесывать» или, наоборот, делать хуже, чем был, тем более героическим. Каким я его помню? Живым!

 

Источник: "Трибуна" №27 от 19.07.2012 Темы: Высоцкий поэт актер

В мире Трамп подчеркнул свою "жесткость" к России и обвинил демократов в лицемерии Трамп подчеркнул свою "жесткость" к России и обвинил демократов в лицемерии

Дональд Трамп, объявляя о своем намерении баллотироваться на второй президентский срок, вновь подчеркнул свою "жесткость" по отношению к России и упрекнул демократов в лицемерии.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.