23 июля 2012, 15:13, Михаил Морозов

Дорожные войны

24-летняяя москвичка сбила в прошедшую субботу насмерть пять человек. Это лишь одна из 100 аварий со смертельным исходом, происходящих в среднем за сутки в России.

Дорожные войны

«Страшная авария произошла вчерашней ночью в столице. Водитель микроавтобуса Mercedes не справился с управлением, вылетел на обочину и совершил наезд на нескольких пешеходов, после чего ударился в мачту освещения. 6 человек погибли на месте, еще один с серьезными травмами госпитализирован».

Примерно так я начал свою заметку, написанную по горячим следам происшествия 6 лет тому назад. Сейчас повод примерно такой же – трагический. Пьяная москвичка на джипе, уничтожила две семьи, мирно шедшие по плохо освещенной обочине одной из подмосковных дорог. Эта трагедия и ее последствия какое-то время будут бурно обсуждаться коллегами. Популярный телеканал, наверное, сделает громкую программу, в которой посмакует душещипательные подробности личной жизни виновницы ДТП или несчастных сирот, которых пьяная 24-летняя дама оставила без родителей. И все. По большому счету ничего не изменится, и еще через пять лет или раньше мы прочтем в новостях очередное сообщение о нелепой и страшной аварии. Ибо никакие оправдания не могут объяснить столь жуткие последствия обычной поездки на автомобиле обычной гражданки. Хотя существуют вполне четкие объяснения произошедшего.

Как и всегда среди конкретных причин аварии – алкоголь, плохая видимость на дороге, отсутствие огражденных пешеходных дорожек, халатность и неопытность водителя, беспечность пешеходов. И, конечно же, плохая дорога и нарушение правил ПДД. Есть и системные проблемы, о которых не всегда говорят, погружаясь в детали конкретной катастрофы.

Среди других острых обсуждаемых дорожных тем, рожденных жуткой дорожной реальностью России: маршрутки-убийцы, массовые убийства пассажиров автобусов дальнего следования, дороги, опасные для жизни и так далее. Тема «дорожных войн» по праву занимает одно из ведущих мест в российском медийном пространстве. Еще бы! Ежегодно на дорогах страны отправляются на тот свет около 35 тыс. россиян – больше, чем погибло за все войны, которые вел после Великой Победы СССР и современная Россия. Столько погибает в нашей вроде бы мирной стране всего за год. А за 10 лет – 300-350 тыс. – население крупного областного центра.

Разрешив гражданам покупать без ограничений автомобили, власть забыла построить для этих авто нормальные дороги и обеспечить на них приемлемую безопасность. После аварии в Купавне выясняется, что местные жители 6 лет требуют поставить отбойники и фонарные столбы вдоль этого отрезка трассы. Реакции никакой не последовало. Это обычное дело.

В результате коррупции и халатного отношения к своим обязанностям ГАИ-ГИБДД, на дороги выехали миллионы необученных, неадекватных водителей, которым в цивилизованных странах и прав бы не выдали. У нас все по-иному. Если можно купить права, то зачем учить и соблюдать правила ПДД? Так видимо думала и молодая москвичка, убившая сразу 5 человек.

Многие годы власти закрывали глаза на проблему смертности на дорогах, отгораживаясь от нее мигалками и спецномерами. Опомнились слишком поздно, когда смертность на дорогах переросла в разряд угроз национальной безопасности. Но теперь не помогают ни Госсоветы, ни специальные указы президента, ни ужесточение штрафных санкций. Автомобиль, превратившись в фетиш для россиян, стал оружием в руках «безбашенных» водителей, так и не осознавших, что в их руках не роскошь, а средство, которое легко превращается в орудие убийства.

Уже который год в России продается свыше миллиона автомобилей, а на дорожное строительство выделяется средств не намного больше, чем, например, в Финляндии. В этой стране, кстати, благодаря россиянам власти вынуждены были создать специальную систему фиксации нарушений и автоматического отправления материалов прямо в пограничную службу. Так там достигают неотвратимости наказания для российских лихачей.

Моделью развития дорожной ситуации в стране может служить столица. Сейчас в Москве не достает как минимум 300 километров дорог. Дефицит парковочных мест еще значительнее. Центральные улицы превратились из проезжей части в сплошные стоянки, а власти лишь говорят о грандиозных планах строительства подземных гаражей. А между тем, экономический ущерб от дорожных происшествий растет на 5-7 процентов в год и уже составляет 2-3 процента ВВП. И не мудрено: если в Германии около 15 тыс. км магистралей высшей категории, то в России всего 900 км, на каждую тысячу россиян приходится 5,3 км дорог, а на тысячу французов – 15 км, в США этот показатель еще больше – 22 км.

Каких только программ, нацеленных на решение российских дорожных проблем, не принималось. Не более как шутка теперь воспринимается одна из них – «Концепция развития Госавтоинспекции до 2005 года», принятая еще генералом Федоровым, в период руководства которого в ГАИ пышным цветом расцвела коррупция. Теперь и ГАИ то нет, есть ГИБДД. В соответствии с последней Государственной программой обеспечения безопасности движения предполагается длинный список мер: ужесточение штрафов и повышение их собираемости, борьба с коррупцией в ГИБДД, обеспечение оперативного спасения раненых в ДТП и т.д. Но будет ли толк, если многие годы мы не можем решить не такую уж сложную и затратную проблему: заставить всех ездить по одним правилам дорожного движения. Уже выросла борода у анекдота: если видишь «машину» с «мигалкой», мчащейся по встречной, уступи дорогу: он торопится сдать спецномера.

Чтобы наглядно увидеть, как и почему российские дороги нас убивают, достаточно попасть на одну из трасс, ведущих в столицу в летнее воскресенье. Иначе как хаосом эту ситуацию не назовешь. На каждом километре этих «магистралей смерти» сконцентрированы все три проблемы: низкое качество и дефицит дорог, отсутствие разумного регулирования движения и водительский беспредел. А еще - мигалки на крышах вельможных лимузинов, пытающихся объехать весь этот сгусток дорожных проблем.

Темы: авария

В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.