24 июля 2012, 16:53, Любовь ЛЕБЕДИНА

Первый заигрывает с Историей

Принято считать, что Первый ТВ канал – главный государственный канал, и, конечно, у него есть своя политика. Поэтому, чтобы какому-то фильму попасть на него, надо отстоять длинную очередь, или что-нибудь придумать экстраординарное, ибо на сегодняшний

Казалось бы, следуя здравой логике, сюда отбираются лучшие ленты, что, увы, не факт, и зрители предпочитают смотреть фильмы на дисках, а 35 процентов населения (по статистике) вообще не доверяют телевидению. К тому же, у Первого канала есть своя продукция в виде телесериалов, которые показываются в самое лучшее время - после информационной программы «Время». Значит, рассчитывают на все слои населения, показывают понятное и интересное каждому. В плане «понятного» - с этим нет проблем. Настолько понятно, что не надо ни высшего, ни среднего образования. А вот по части интереса, это уже связано с вкусом, культурой, воспитанием, интеллектом…

Если отбросить в сторону известную поговорку, крепко вошедшую в обиход - «Телесериалы существуют для того, чтобы показывать рекламу» - то телекартина примерно одинаковая повсюду, включая Первый канал. Начиная с актеров, переходящих из одного проекта в другой, даже не сменив одежды. И сюжеты настолько банальны, что «кубик Рубика» кажется высшей математикой. Вы скажите, что так происходит во всем мире… Позвольте вам не поверить, ибо те же западные телесериалы на канале «Культура» говорят об обратном. По своему качеству это художественные фильмы со своей эстетикой и четко продуманной идеей.

По части идейных замыслов у нас тоже появились кое-какие подвижки в плане патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках прошлого, раз уж нет современной объединяющей национальной идеи. Чем не тема для современного зрителя: сталинские репрессии, попранная свобода, как кровь, запекшаяся на манжетах узников ГУЛАГа. Тут вам и герои, и жертвы, и загубленные судьбы, а самое главное - холодящая душу интрига, зримый конфликт добра со злом, который не надо долго расшифровывать, он весь на поверхности.

Проектировщики сериалов давно уяснили для себя одну выгодную истину: самое лучшее - это семейная сага, растянутая на несколько недель. Когда очередная серия обрывается на пике загадочных обстоятельств и возникает вполне предсказуемое любопытство: «А что дальше?» Таким образом, зрителя как бы завлекают в паучьи сети и парализуют его нервную систему, неспособную адекватно реагировать на весь этот абсурд. Впрочем, с абсурдом тоже надо обращаться осторожно, поскольку наша жизнь очень часто напоминает пьесы Кафки.

Последние четыре недели Первый канал потчует телезрителей такого рода сагами. Вначале «Зоей», связанной с судьбой известной актрисы Зои Федоровой, дважды лауреата Сталинской премии, отсидевшей несколько лет в тюрьме за связь с иностранным «шпионом» (военным атташе в американском посольстве), и родившей от него дочь. После реабилитации она вновь стала сниматься в кино, чаще в комедиях. Летала в Америку к дочери, пожелавшей увидеть своего отца и оставшейся там, выйдя замуж за американского летчика. А потом, уже в 1982-ом году, случилось загадочное убийство Федоровой, потрясшее всю Москву, несмотря на то, что пресса не писала об этом.

Убийцы до сих пор так и не найдены. Выдвигается несколько версий, в том числе, связанных с КГБ или подпольным бизнесом по вывозу брильянтов за границу, где якобы Федорова была тем самым «челноком». Чем не сюжет для захватывающего детектива? Тут и «сто пудов любви», как писал Чехов, и сиротка дочка, оставшаяся без матери, а самое главное – россыпь кровожадных мучителей во главе с Берией, рядом с которым шекспировские злодеи кажутся агнцами божьими.

Наверное, такой фильм можно было снять в начале 90-х годов, когда дочь Федоровой Виктория приезжала в Москву для презентации своей книги «Дочь генерала», наделавшей много шума в Америке, хотя тогда сериальный конвейер только становился на ноги, а по свежим следам много можно было «нарыть». Впрочем, в интервью, которое мне дала Виктория, она говорила, будто все документы, связанные с убийством матери, находятся под грифом «секретно», и ей отказали их предоставить. А вот в сериале… Один их двух следователей читает дело Федоровой, натыкаясь на неблаговидные поступки актрисы, касающиеся ее связи с любвеобильным Берией и сотрудничеством с КГБ, начиная с 1927 года. Где здесь правда, а где вымысел – разобраться сложно, да и не надо, поскольку талантливая и наивная Федорова в исполнении обаятельной Ирины Пеговой с ямочками на щеках не может кого-то предать или заложить. Ведь она совершенна и держит язык за зубами только потому, что хочет всю себя посвятить искусству. А то, что сталинская гильотина каждый день рубит головы и генералам, и мальчикам, так это время такое, ничего не поделаешь. (Как часто сегодня можно слышать эту фразу, когда дело касается принципиальных вещей и «обухом плеть не перешибешь»). Видимо, режиссер Виталий Павлов тоже из этой когорты конформистов, попытавшийся сделать «лав стори» на фоне советского тоталитаризма, манипулируя самой страшной темой, от которой почему-то становится не страшно, а неловко и обидно.

Но не будем уподобляться тем обиженным, на которых воду возят. Попробуем разобраться, почему довольно неплохой роман Григория Ряжского «Дом образцового содержания» превратился в режиссерском изложении Леонида Белозоровича в мыльный сериал, претендующий на историческую память, где все персонажи настолько однообразны и схематичны, что скулы сводит от скуки. А ведь замах был большой: показать невинных жертв и палачей, которым все сходит с рук, ибо они не думают о возмездии, так как Бога нет и все позволено. Правда, тут были определенного рода метания, связанные с «чистильщиком» врагов народа Глебом Ивановичем Чапайкиным, сделавшим головокружительную карьеру на выявлении шпионов, который почему-то помогает вернуть квартиру Розе Марковне и ее сыну, хотя глава семейства, видный архитектор, сидит «в местах не столь отдаленных». Может быть, потому, что это он построил дом, куда к старым жильцам подселяются лидеры советской верхушки, включая самого Чапайкина, а может, потому, что совесть заела, хотя с ней он борется, как с самым злейшим врагом. Да и осужденный по 58-ой статье архитектор Дмитрий Мирский не слишком-то вызывает большую симпатию. Уж очень он высокого мнения о себе, изменяет красавице-жене – человеку с ангельской душой, включая домработницу Зину, ожидающую от него ребенка и решившую отомстить Мирскому, написав донос в карательные органы. Вот тут–то бы режиссеру и развернуться, сесть на знакомого конька любовных козней, столь любимых в реалити–шоу ТНТ! Так нет же! Он целенаправленно выруливает на заданную схему экспроприаторов матушки-России, пользуясь примитивными отмычками и ключами не от тех дверей.

Пока идут кадры, снятые в павильоне, еще можно смотреть. Там хоть какая-то правда есть, органично изображать застолье актеры научились, а вот, как только выходят на натуру, создается впечатление, что снимали на сотовые телефоны.

Я уже не говорю о батальных сценах защиты Москвы: бросили пару гранат, массовку нарядили в новенькие полушубки - вот вам и война. А лагерные сцены, куда попадает Мирский, это вообще из области художественной самодеятельности: безобразные рожи воров и убийц, издевающихся над политическими, обязательное дикое гоготание под названием смех. Как говорится, художественному вымыслу нет предела… Оказывается, начиная с 1935-го года, любого человека могли арестовать по безграмотному доносу, поскольку надо было выполнять план по ликвидации врагов советской власти. Скорее всего, так и было, но в данном сериале все настолько упрощено, что похоже на стандартную схему, придуманную для окончательного разоблачения строителей светлого будущего.

Если эта мысль легла в основу инсценировки исторического романа, то создатели фильма изначально обрекали себя на отторжение от телезрителей, большая часть которых входила в отряд обманутых строителях светлого будущего, и это была их жизнь, которую не выбросишь из памяти.

Наверное, посмотрев эти два сериала, кто-то вздохнет с облегчением, что теперь не арестовывают по доносу соседа, а кто-то пожалеет о «железной руке», без которой в России невозможно прекратить беспредел.



Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура "Золотой витязь" стартовал в Севастополе, завершится – в Москве "Золотой витязь" стартовал в Севастополе, завершится – в Москве

Международный славянский форум искусств "Золотой витязь", который в этом году стартовал уже в десятый раз, до конца ноября пройдет в нескольких российских городах, представляя своим зрителям различные программы – изобразительного искусства, литературы, театра и музыки.

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.