26 июля 2012, 12:37, Геннадий ДЁМИН

Зачем вы, девочки, любимых рубите?

Премьере в столичном театре имени Маяковского «Любовь людей» предшествовала шумная реклама. Молодой автор – лауреат престижных конкурсов драматургии, восходящая к зениту звезда Дмитрий Богославский, и молодой режиссёр Никита Кобелев. Болезненная те

Зачем вы, девочки, любимых рубите?

f79289d5f139fe0dce285d9c122a8abb.jpgГлавный герой с мокрым лицом в отчаянье застыл под ивнем – даже стихии не под силу ослабить его напряжение. Откровенная театральность приёма: воду исполнитель плеснул на себя из стоящей рядом бочки (брызги на Малой сцене долетели и до публики), шум ливня даёт фонограмма – и безусловная, сжигающая мука, сыгранная Вячеславом Ковалёвым со всей безнадежностью.

В недвижной фигуре такая чёрная беда, что приятель героя мгновенно реагирует, пытается увести его под крышу, а когда тот упрямо возвращается под воображаемые, но доходчиво сыгранные струи, товарищ сам становится рядом с ним. В такую же позу. Иллюзия рушится – сочувствие друга привело к пародии, убедительность загнанного в тупик мужика рассеивается.

Эти мгновения, разделённые малым промежутком времени, словно эмблема постановки. Двойственность, конечно, начинается с пьесы. Почему минчанин Дмитрий Богославский пишет о деревне, – неизвестно. Сюжет о жене, убившей постылого мужа, отсылает к разным преступным историям (ближе прочих к леди Макбет), демонстрируя горькие судьбины во власти тьмы. Но, похоже, сериальные ужастики более вдохновляли автора: преступница не только душит спившегося супруга подушкой, но и расчленяет труп топором - к сокрытию привлекаются свиньи, их хозяйка неделю не кормила.

Чтобы поверить в близкий триллер, нужна максимальная достоверность – и при входе в зал сразу ощутим знакомый по деревенскому детству запах конюшен. Чуть не на полсцены волею художников Анастасии Бугаевой и Тимофея Рябушинского разбросан ароматный продукт «скотской» жизнедеятельности, смешанный с изображением непролазной российской грязи.

На другой части подмостков чисто, персонажи при входе вытирают сапоги. Пол квадратами, стол, табуретки. Правда, чей дом – не ясно, эпизоды разыгрываются и у героини, и у влюблённого в неё «мента», а то и в рабочем кабинете последнего. Перемен минимум: скатерть другая, телевизор занавеской задёрнут. Идея читается в лёт – все живут одинаково и одинаково бедно. И грязно: свинарник (это его стену окаймляет навоз), превращается в магазин, где досужие мужики отовариваются пивом и водкой (это такая антиалкогольная пропаганда?). На магазине белеют объявления (в деревне, где все друг друга знают?), продавщица в свободное время читает книжки (привет от Насти с пьесы Горького «На дне») и гоняет расположившихся неподалёку с бутылками мужиков.

Женщины здесь не слишком за собой следят, хотя кое-кто и носит модное платье. Но, поскольку в том же прикиде, лишь накинув куртку, она возится в хлеву, очевидно: наряды ей ни к чему. Для кого наряжаться? Мужики, как известно, деградируют, насилуют жён и избивают их (выплюнутый после побоев зуб – ещё одна кульминация постановки), обваривают детей кипятком. В лучшем случае – уезжают на заработки, что хорошо для фабулы: потрошительница так оправдывает отсутствие убитого.

В картине всеобщего распада есть нестыковки. Мать героини (она после исчезновения зятя-выпивохи уговаривает дочь сойтись с ментом), повествуя о парнях былых времён, упоминает, что к концу войны ей было одиннадцать. Теперь, стало быть, под восемьдесят. Но сколько же дочери-убийце? В деревнях выходили замуж рано, девица в двадцать считалась перестарком, - значит, дочке шестьдесят? Не поздновато для начинающей душегубки?

О чём и повествует пьеса. Убийством и признанием (когда женщина явится к участковому и скажет нечто вроде – я его убила, давай жить вместе, - в публике раздадутся смешки) фабула не завершена. Покойный приходит призраком, лезет третьим в постель (мент не устоял), а героиня осознаёт, что именно разъятый ею «дебил» и был единственной в жизни любовью, о которой говорили обе матери-сводни. Последнего, казалось, ждёт та же участь, но автор не зря сделал его служивым с оружием. Финальная бойня похлеще, чем у Шекспира; увы, лишь числом смертей.

Почему члены жюри тех конкурсов, где победила «Любовь людей», не указали юному драматургу на просчёты – спросите их. Но почему постановщик не предложил автору довести текст до ума еще более странно. Идя за хромым сценарием Кобелев сам спотыкается. Каждая картина разрастается в самостоятельную серию. Отделить главное от проходного, выверить их по времени и силе звучания ему не удаётся.

Об исполнителях говорить нечего – люди подневольные. Они вовсю стараются связать несоединимое, начистить сапоги всмятку. Подчас ими восхищаешься, и одновременно беспокоит: где грань, за которой профессиональное умение входит в непримиримый раздрай с совестью?

Итак, мораль постановки следующая: подушки существуют, чтобы на них спать; менты должны арестовывать виновных (с матом); наконец - любимых рубить не стоит. Обхохочешься.

1a30d64b0c5ecf3080fd1999c98eaeb1.jpg

Источник: "Трибуна" №28 от 02.08.2012 Темы: Театр Маяковского премьера Любовь людей

Политика В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном

СМИ не могут располагать точными данными о содержании беседы Владимира Путина с французским лидером Эммануэлем Макроном, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ

На состоявшейся пресс-конференции с участием программного директора ММКФ кинокритика Кирилла Разлогова, директора по связям с общественностью фестиваля Петра Шепотинника, куратора программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино Григория Либергала и генерального директора ММКФ Натальи Сёминой объявили состав жюри основного конкурса и короткого метра, а также назвали полный список фильмов, представленных в основном конкурсе и конкурсе документального кино.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.