26 июля 2012, 12:54, Евгения ТИРДАТОВА

Абрикосы, освященные в церкви

Завершил работу 9-й Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос». За прошедшие годы он превратился в один из самых известных и престижных кинофорумов на территории бывшего Советского Союза. Семь дней фестиваля были наполнены интереснейши

Абрикосы, освященные в церкви

Главным событием «Золотого абрикоса» стала поездка в Эчмиадзин, где впервые вручался приз под названием «Да будет свет!», учрежденный Армянской Апостольской церковью. Первым обладателем светоносного приза, который был получен из рук Каталикоса всех армян, стал выдающийся режиссер Александр Сокуров. В рамках фестиваля состоялась ретроспектива его фильмов: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст».

Специальные награды фестиваля за вклад в мировое киноискусство – три «Параджановских талера» - были вручены Агнешке Холланд, представляющей кинематограф, как Польши, так и всей Европы, грузину Эльдару Шенгелая и испанцу Виктору Эрисе, председателю жюри конкурса.

Наибольший зрительский интерес вызвали конкурсы – международный и национальный под названием «Армянская панорама», а также программа «Режиссеры без границ», представившая новые фильмы из бывших советских республик. Все три программы ясно демонстрируют стремление кинематографистов ближнего зарубежья к консолидации. Притом, что в двух основных конкурсах победили российские фильмы, оба они являются совместными работами с ближайшими соседями. Главным победителем 9-го «Золотого абрикоса» стал фильм Сергея Лозницы «В тумане», поставленный по произведению выдающегося белорусского писателя Василя Быкова. Победителем «Армянской панорамы» стала картина «Если все…» россиянки с литовской фамилией Натальи Беляускене, сделанная в Армении.

Жюри, решив вручить «Золотой абрикос» Лознице, оценило и отличную операторскую работу румына Олега Муту, прекрасную драматургическую основу и профессиональную режиссуру.

Мировая премьера дипломной работы выпускницы Высших режиссерских курсов Натальи Беляускене «Если все…» состоялась недавно на Московском международном кинофестивале в конкурсе «Перспективы». Это нежная и трогательная история о девушке Саше из Саратова, которая с саженцем березки в руках, сама, как березка, приезжает в Армению, чтобы разыскать могилу отца, погибшего в Нагорном Карабахе, и посадить там деревце. Прошло 20 лет, как кончилась та война, но раны так и не зажили. Саша совершает путешествие по Армении вместе с однополчанами отца, все больше проникаясь любовью к этой земле. Этот светлый и чистый фильм о чести, воинском долге и мужской дружбе не мог не найти отклика в сердцах и зрителей, и почтенного жюри. У которого, между тем, задача была не из легких - ведь «Армянская панорама» включает в себя творческие усилия армянских кинематографистов из разных стран, причем, в самых разнообразных форматах – это кино полнометражное, короткометражное, документальное и экспериментальное.

Поскольку «Золотой абрикос» не гонится за премьерностью, это позволяет ему собрать неплохой репертуар. В нем участники и призеры многочисленных национальных и международных кинофестивалей: чилийское «Лето» Хосе Луиса Торреса Лейвы, продюсером которого выступила известный режиссер Алисия Шерсон, французский «Министр» Пьера Шоллера, эстонская «Дочь могильщика» Катрин Лаур, турецкое «Будущее продолжается вечно» Озкана Алпера…

Здесь и вторая картина еще одного российского участника конкурсной программы Василия Сигарева «Жить», получившая приз за лучшую режиссуру на сочинском кинофестивале «Кинотавр». Несомненно, в картине есть и сильные моменты, например, сцена в электричке, когда только что поженившаяся молодая пара подвергается издевательствам – физическим и моральным, но авторское высказывание продолжает оставаться невнятным.

Официальная программа фестиваля «Золотой абрикос» под названием «Режиссеры без границ» включала в себя самые заметные ленты последнего времени, сделанные на территории бывшего СССР. Многие из них являются участниками и лауреатами крупных международных кинофестивалей. Авторов этих картин заботят сегодняшние проблемы малых стран, такие, например, как эмиграция. Среди них «Пустой дом» Нурбека Эгена (конкурсы «Кинотавра», Алма-Аты, американского Сиеттла, болгарской Варны, МКФ в Москве), трагическая история странствий юной киргизки, которая ищет свое место под солнцем по всей земле. В ее судьбе, как в капле воды, отразились судьбы тысяч ее земляков, которые не в состоянии найти работу на родине, обеспечить себе и своим семьям нормальную жизнь.

В будущем году «Золотой абрикос» отмечает свой десятилетний юбилей. Он приходит к нему с серьезным опытом, полный замыслов и идей.


Источник: "Трибуна" №28 от 02.08.2012 Темы: «Золотой абрикос» кинофестиваль

Политика В МИД назвали комментарии США по инциденту с дипломатами удивительными В МИД назвали комментарии США по инциденту с дипломатами удивительными

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова назвала удивительными комментарии Госдепартамента и американского посольства по поводу инцидента с дипломатами из США в Северодвинске.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).