9 августа 2012, 13:02, Максим БАШКЕЕВ

Только в полете живут самолеты

Россия готовится отметить 100-летний юбилей военно-воздушных сил. По этому поводу в подмосковном Жуковском состоится масштабное авиационное шоу.

Только в полете живут самолеты

Век в воздухе – это огромный срок. Страшно представить, что аж 12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. На момент начала первой Мировой войны Российская империя располагала самым большим воздушным флотом в мире (263 самолета). Поначалу, конечно, состоял он в основном из зарубежных летательных аппаратов, но в скором времени появились и разработки отечественных конструкторов: первый четырехмоторный биплан «Русский витязь», легендарный бомбардировщик «Илья Муромец» Игоря Сикорского.

Авиация смогла доказать право на жизнь. Чем дальше, тем большее внимание ей уделялось при планировании тех или иных тактических операций. В советские годы авиация переживала второе рождение (после фактического исчезновения в конце Гражданской войны). Плодами работы плеяды прекрасных конструкторов мы во многом продолжаем пользоваться и сегодня.

Современная Россия оказалась не в состоянии поддерживать заданную Советским Союзом планку. Военно-воздушные силы вошли в крутое пике, выйти из которого во многом не могут до сих пор. Долгие годы складывалось ощущение, что военная авиация России попросту не нужна. Новая техника в части не поступала, старая не ремонтировалась и постепенно приходила в негодность. Летный состав сидел на земле из-за отсутствия керосина. Счастьем считалось, если пилот имел 35 – 40 часов налета в год. Для сравнения: в Румынии пилот боевого истребителя имеет в среднем около 120 часов налета ежегодно.

Ситуация худо-бедно начала меняться только с 2000-х годов. С 2008 года проводится реформа ВВС, подвергшая ее глубоким и масштабным преобразованиям. У нее хватает как противников, так и сторонников. Не скрою, лично мне многие ее пункты тоже не по душе, однако хотя бы появилось понимание того, что ВВС нужны стране, сформировалось видение того, какими должны быть сегодня военно-воздушные силы.

Сократилось число активно действующих аэродромов, уменьшилось количество военных судов. Под списание попало около 1000 самолетов и вертолетов. Оценивать эти факты можно по-разному. С одной стороны повышенная концентрация военной техники на ограниченном числе площадок – это не здорово. С другой – российские ВВС стали более компактными. Избавившись от груза морально и физически устаревшей техники военно-воздушные силы вряд ли стали менее боеспособными.

Данные, доступные из открытых источников, настраивают на позитивный лад. ВВС России по размерам военного флота уступают только ВВС США. В эксплуатации находится около 4000 единиц техники. В последние годы в войска поступают новые образцы вооружений. Причем, если в 2010-ом году промышленность поставила Министерству обороны 21 самолет и 57 вертолетов, то в 2011 году уже около 30 самолетов и более 100 вертолетов. Все это, конечно, страшно далеко от масштабов СССР, но ведь еще несколько лет назад не было и этого.

До приличного уровня вырос и налет пилотов. Если в 2006 году этот показатель в среднем по ВВС составлял 40 часов в год, то сейчас в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки ситуация в корне изменилась. По имеющимся данным средний налет военного летчика превышает 100 часов в год. Существенно вырос размер денежного довольствия, что немаловажно.

Тем не менее, проблем хватает. Редкий месяц обходится без авиационных происшествий. Разработка и поставка действительно новых образцов вооружений идет ни шатко, ни валко. Средний возраст пилотов по-прежнему угрожающе высок. Уместно ли говорить об этом в преддверие празднование векового юбилея? Наверное да, но не стоит так же забывать, что праздник – это прежде всего радостное событие. Вот и устроители авиашоу в Жуковском решили «отжечь» по полной программе. В субботу и в воскресение 11-12 августа в Подмосковье состоится авиационный парад, достойный книги рекордов Гиннеса. Восемь часов летной программы, высший пилотаж, десятки типов авиационной техники, обширная наземная экспозиция, - одним словом, скучать не придется. Главное, чтобы за праздничным лоском не потерялась суть ВВС, сам смысл существования военно-воздушных сил.

Темы: ввс

Политика Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила радиостанции "Говорит Москва", что не видит нарушения закона в ситуации с победой уборщицы Марины Удгодской на выборах главы сельского поселения в Костромской области.

В мире Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом

Курсант Вячеслав Золочевский, выживший в крушении Ан-26 под Чугуевым, не выпрыгивал из самолета, как сообщалось ранее, заявил глава Харьковской областной администрации Алексей Кучер.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.