9 августа 2012, 13:02, Максим БАШКЕЕВ

Только в полете живут самолеты

Россия готовится отметить 100-летний юбилей военно-воздушных сил. По этому поводу в подмосковном Жуковском состоится масштабное авиационное шоу.

Только в полете живут самолеты

Век в воздухе – это огромный срок. Страшно представить, что аж 12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. На момент начала первой Мировой войны Российская империя располагала самым большим воздушным флотом в мире (263 самолета). Поначалу, конечно, состоял он в основном из зарубежных летательных аппаратов, но в скором времени появились и разработки отечественных конструкторов: первый четырехмоторный биплан «Русский витязь», легендарный бомбардировщик «Илья Муромец» Игоря Сикорского.

Авиация смогла доказать право на жизнь. Чем дальше, тем большее внимание ей уделялось при планировании тех или иных тактических операций. В советские годы авиация переживала второе рождение (после фактического исчезновения в конце Гражданской войны). Плодами работы плеяды прекрасных конструкторов мы во многом продолжаем пользоваться и сегодня.

Современная Россия оказалась не в состоянии поддерживать заданную Советским Союзом планку. Военно-воздушные силы вошли в крутое пике, выйти из которого во многом не могут до сих пор. Долгие годы складывалось ощущение, что военная авиация России попросту не нужна. Новая техника в части не поступала, старая не ремонтировалась и постепенно приходила в негодность. Летный состав сидел на земле из-за отсутствия керосина. Счастьем считалось, если пилот имел 35 – 40 часов налета в год. Для сравнения: в Румынии пилот боевого истребителя имеет в среднем около 120 часов налета ежегодно.

Ситуация худо-бедно начала меняться только с 2000-х годов. С 2008 года проводится реформа ВВС, подвергшая ее глубоким и масштабным преобразованиям. У нее хватает как противников, так и сторонников. Не скрою, лично мне многие ее пункты тоже не по душе, однако хотя бы появилось понимание того, что ВВС нужны стране, сформировалось видение того, какими должны быть сегодня военно-воздушные силы.

Сократилось число активно действующих аэродромов, уменьшилось количество военных судов. Под списание попало около 1000 самолетов и вертолетов. Оценивать эти факты можно по-разному. С одной стороны повышенная концентрация военной техники на ограниченном числе площадок – это не здорово. С другой – российские ВВС стали более компактными. Избавившись от груза морально и физически устаревшей техники военно-воздушные силы вряд ли стали менее боеспособными.

Данные, доступные из открытых источников, настраивают на позитивный лад. ВВС России по размерам военного флота уступают только ВВС США. В эксплуатации находится около 4000 единиц техники. В последние годы в войска поступают новые образцы вооружений. Причем, если в 2010-ом году промышленность поставила Министерству обороны 21 самолет и 57 вертолетов, то в 2011 году уже около 30 самолетов и более 100 вертолетов. Все это, конечно, страшно далеко от масштабов СССР, но ведь еще несколько лет назад не было и этого.

До приличного уровня вырос и налет пилотов. Если в 2006 году этот показатель в среднем по ВВС составлял 40 часов в год, то сейчас в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки ситуация в корне изменилась. По имеющимся данным средний налет военного летчика превышает 100 часов в год. Существенно вырос размер денежного довольствия, что немаловажно.

Тем не менее, проблем хватает. Редкий месяц обходится без авиационных происшествий. Разработка и поставка действительно новых образцов вооружений идет ни шатко, ни валко. Средний возраст пилотов по-прежнему угрожающе высок. Уместно ли говорить об этом в преддверие празднование векового юбилея? Наверное да, но не стоит так же забывать, что праздник – это прежде всего радостное событие. Вот и устроители авиашоу в Жуковском решили «отжечь» по полной программе. В субботу и в воскресение 11-12 августа в Подмосковье состоится авиационный парад, достойный книги рекордов Гиннеса. Восемь часов летной программы, высший пилотаж, десятки типов авиационной техники, обширная наземная экспозиция, - одним словом, скучать не придется. Главное, чтобы за праздничным лоском не потерялась суть ВВС, сам смысл существования военно-воздушных сил.

Темы: ввс

Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.