14 августа 2012, 09:56, Беседовал Валерий АСРИЯН

Здоровье нации зависит от профессионализма врачей, которых готовят медицинские вузы

Проблема кардинального повышения уровня здравоохранения – одна из наиболее острых и актуальных в России. Ее решение во многом зависит от качества подготовки медицинских кадров. О том, что делается для решения этой важнейшей задачи в старейшем меди

Здоровье нации зависит от профессионализма врачей, которых готовят медицинские вузы

- Петр Витальевич, давайте начнем нашу беседу с итогов приемной кампании. Вводились ли новые условия приема абитуриентов в Первом Меде, как принято по традиции называть ваш университет?

- Нет, никаких новых условий приема в нашем вузе не вводилось. Более того, университет вводить их и не имеет права. В целом по сравнению с 2011 годом правила приема изменились, но отнюдь не радикально, и все изменения внесены в строгом соответствии с утвержденным приказом Минобрнауки России. Одно из наиболее заметных новшеств 2012 года состоит в том, что льготные категории граждан могли воспользоваться правом внеконкурсного поступления в вузы только один раз и на одну специальность или направление подготовки. Детальную статистику и итоги приемной кампании мы подведем и обнародуем чуть позже. Но уже сейчас можно сказать, что конкурс в Первый медицинский университет ощутимо вырос по всем направлениям, а средний балл ЕГЭ традиционно оказался достаточно высоким – примерно 265.

- А есть ли у университета особые преференции для отдельных групп поступающих? Скажем, для победителей олимпиад?

- Никаких «собственных» преференций наш университет не предоставляет. Действующее законодательство строго определяет категории абитуриентов, обладающие внеконкурсным или преимущественным правом на зачисление. Так же четко прописаны и права для участников предметных олимпиад: победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право на зачисление в вуз без вступительных испытаний. Для победителей и призеров федерального этапа олимпиад, представленных в перечне Минобрнауки России, предоставляется льгота второго порядка - начисление 100 баллов по соответствующей дисциплине.

– Какое направление в медицине пользуется наибольшей популярностью? Какие специальности наиболее привлекательны для выпускников Первого МГМУ им. И.М. Сеченова?

– Традиционно в российских медицинских вузах самым популярным у абитуриентов является специальность «Лечебное дело». И мы в данном случае не исключение. Лечебный факультет в нашем университете является самым большим и системообразующим. Об этом говорит и число поданных в этом году заявлений – на «Лечебное дело» стремились попасть почти 5800 абитуриентов. Привлекает абитуриентов и специальность «Педиатрия». Этот факультет существует только третий год, но и тут мы видим качественный рост. В этом году конкурс здесь составил более 70 человек на место.

– Петр Витальевич, какие новые специальности ваш университет может предложить своим будущим студентам?

– В 2012 году мы впервые начали набор на новые для нашего вуза специальности «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика». Они оказались весьма популярными среди абитуриентов, а реальные цифры мы получим после окончательного зачисления. Помимо этого университет развивает такие направления, как «Социальная работа», «Клиническая психология», «Экономика и управление на предприятии здравоохранения», «Менеджмент», «Материаловедение и технология новых материалов». Всего же мы ведем подготовку по 17 специальностям.

– Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) имеет целью повышение готовности выпускника к работе по специальности сразу же после окончания вуза. Понятно, что такая подготовка предполагает высокооснащенную материально-техническую и клиническую базу. Готов ли университет к решению этой задачи?

– Действительно, абитуриенты 2012 года будут обучаться по ФГОС третьего поколения. Этих ребят по получении диплома в 2017 году уже не ожидает интернатура, но остается обучение в клинической ординатуре сроком от 2 до 5 лет. Однако, помимо этих «внешних» различий, принятые образовательные стандарты предполагают практические занятия в лабораториях и клиниках, новые принципы учебной и производственной практики. Теперь в дополнение к значительным теоретическим знаниям мы делаем акцент на развитии практических умений обучающихся, обеспечиваем новые целевые установки в системе подготовки врача и провизора. Кроме того, своим специалистам мы прививаем способность брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, стремление обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Вы сами понимаете, что теоретические знания можно получать в лекционных аудиториях или библиотеке, а для практических занятий требуются в корне иные условия. Но статистика наличия собственных клинических баз, находящихся в оперативном управлении у медицинских вузов России, свидетельствует, что лишь у 13 из 55 высших образовательных учреждений такие базы есть, причем их мощность только у 2–3 вузов может обеспечить многопрофильный лечебный и учебный процесс.

Однако Первому Меду исторически есть что предложить на рынке образовательных услуг: признанная обществом репутация и статус старейшего и ведущего медицинского вуза страны, уникальный профессорско-преподавательский состав с мировыми именами, собственная обширная клиническая база, свои авторитетные научно-исследовательские институты, учебно-тренинговые и симуляционные центры, новые формы организации учебного процесса, уникальные программы обучения.

Наш Клинический центр включает в себя университетские клинические больницы, 19 разнопрофильных клиник, Центр восстановительной медицины и реабилитации, а также Клинико-диагностический центр. В состав университета входит 7 научно-исследовательских институтов. Все это формирует мощную учебную, научную, диагностическую и лечебную базу и дает возможность обучения практически по всему спектру врачебных специальностей.

– Выпускники вашего вуза получают теперь университетские дипломы. Какие изменения произошли в связи с реорганизацией академии в университет и какие возможности в повышении качества образования студентов дала эта реорганизация?

– Статус университета нам был присвоен в 2010 году, так что в этом году университетские дипломы Первого Меда вручались уже во второй раз. Что же до нового статуса, то он существенно повышает конкурентные преимущества нашего вуза, позволяет эффективнее использовать его уникальные кадровые, научные и материально-технические ресурсы, оставаться ведущим медико-образовательным центром. У нас появилось больше возможностей участия в различных государственных программах, конкурсах и международных грантах. Но самое важное – университетский статус усиливает научно-изыскательную составляющую образовательного и исследовательского процесса. Особенно в области фундаментальных дисциплин, на стыке смежных специализаций, где делаются сегодня важнейшие и наиболее перспективные открытия. В статусе академии вуз занимался преимущественно прикладными изысканиями. Теперь появляется возможность развивать весь комплекс, новые научные направления – от фундаментальных исследований до последующего практического внедрения результатов.

– И какие практические шаги уже сделаны на этом направлении?

– В вузе мы разрабатываем новые технологии диагностики, лечения и профилактики заболеваний, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. У нас есть научные школы, которые передают знания и опыт уже на протяжении столетий. И вполне естественно, что многим научным коллективам стало тесно работать в рамках тематики кафедры или клиники, а научно-исследовательские институты вуза охватывают далеко не все уникальные направления научной работы. Поэтому мы пошли по пути создания на базе университета научно-образовательных клинических центров (НОКЦ). Каждый из НОКЦ занимается конкретной научной проблемой и лечением тематических больных: в рамках узкой тематики или редкого заболевания мы консолидируем усилия профильной клиники, кафедры и отдельной научной группы и обеспечиваем их современной диагностической и лабораторной базой. В результате российским больным не нужно будет лечиться за рубежом, высококвалифицированную помощь они получат в России. Мы же при этом получаем уникальную клиническую и научную базу. Сейчас таких НОК-центров уже 16, но число это будет расти.

– А есть ли подобные новшества в образовательном процессе?

– В начале этого года мы набрали первых студентов Центра инновационных образовательных программ «Медицина будущего». Основная цель нового проекта, реализуемого совместно с Российской академией медицинских наук, – подготовка наиболее перспективных и востребованных для современной медицины кадров – первоклассных врачей и провизоров, исследователей и управленцев в сфере здравоохранения. Поступить в «Медицину будущего» могут студенты любого государственного медицинского вуза России, успешно окончившие 3 курса лечебного или 2 курса фармацевтического факультета. При этом они должны на продвинутом уровне владеть одним из европейских языков и доказать в ходе испытаний свои способности к творческой инновационной и научно-педагогической деятельности. Обучаться они будут по совершенно новым методикам, программам и учебным планам, а высокого качества подготовки мы в немалой степени намерены добиться за счет прохождения студентами практики в ведущих медицинских центрах России и стажировок за рубежом.

Или вот последний пример. В июле этого года в рамках программы «Столичное образование» наш образовательный проект по созданию медико-биологического образовательного кластера был признан победителем. Мы получили грант Департамента образования Москвы на формирование инновационной образовательной инфраструктуры на базе кафедр биологии, анатомии, нормальной физиологии, биохимии нашего университета.

– Ваш университет предложил пилотный проект подготовки врачей для работы в отдаленных районах страны. Выпускники этого года готовы начать карьеру земских врачей?

– Готовность выпускников в данной проблеме – фактор не самый определяющий. Проект «Земский врач» предполагает многоплановый подход сразу на нескольких уровнях власти. К примеру, нужны федеральная, региональная и муниципальная нормативные базы плюс социальный пакет каждого отдельного региона, делающие привлекательной работу сельского врача. Здесь помимо общефедеральных могут быть дополнительные «подъемные», льготы, кредиты, обеспечение жильем и т.п. Студент еще на старших курсах обучения оценивает пакет бонусов и осознанно принимает решение ехать в сельскую местность. И первой стадией в реализации проекта «Земский врач» вполне можно считать наш опыт работы с «целевыми» студентами. Пока многие из них не спешат трудоустраиваться по направлению работодателя. Механизмы, которые заставили бы их это сделать, сегодня фактически не работают, и, более того, сама попытка их реализации зачастую может быть интерпретирована как нарушение конституционных прав граждан нашей страны. С этой точки зрения оправдана постепенная трансформация собственно целевого набора в целевой контрактный набор. Он предполагает жесткую финансовую ответственность обучающегося перед потенциальным работодателем в случае невыполнения условий договора. Прежде всего, при отказе вернуться для трудоустройства в учреждения здравоохранения или территориального управления Роспотребнадзора.

– К сожалению, идет большой отток врачей из медицинской профессии. Что надо сделать, чтобы этот отток приостановить?

– Конечно, первое, что обычно приходит здесь в голову, – зарплата медработников. Уверен, что в большинстве случаев градус проблемы можно понизить за счет продуманных управленческих решений. Не сочтите за нескромность, но приведу пример нашего университета.

Первый Мед мне доверили возглавить в 2010 году. Тогда перед нами стояла главная задача – сохранение уникального профессорско-преподавательского, медицинского, научного состава сотрудников вуза. И ради этого многое пришлось, что называется, «резать по живому».

Прежде всего, нужно было поднять зарплату. Поэтому для оптимизации бюджета мы привели в норму коечный фонд, значительно уменьшили штаты административно-хозяйственной части и управленческого аппарата (вплоть до высшего звена). Для сравнения, вместо 12 проректоров сейчас осталось 7, из 15 заместителей директора Клинического центра – 7, вместо 21 главного врача сейчас у нас также работает 7.

Результаты проделанной работы стали очевидны уже к концу 2010 года, когда средняя зарплата по университету увеличилась на 33%, в том числе и у среднего медицинского персонала на 66%. А по данным на конец 2011 года, средняя зарплата медсестер с учетом надбавок сейчас может доходить до 28 600 рублей, санитарок – до 19 700 руб. В итоге мы впервые смогли привлечь медсестер из Москвы и области. Раньше на этих позициях работали жители Калуги и других регионов.

Мы взяли последовательный курс на избавление от внешнего совместительства в пользу внутреннего перераспределения дополнительных ставок среди сотрудников университета. Именно наши специалисты должны иметь стимул заработка в размере 1,25 или 1,5 ставки.

По сути, мы сделали на данный момент то, что должно было быть сделано еще лет 10 назад. То есть вышли на тот, десятилетней давности уровень организации и управления, а нам пора двигаться дальше.

Еще в бытность премьер-министром РФ Владимир Владимирович Путин на встрече с ректорами высших учебных заведений говорил о необходимости поднятия с 1 сентября 2012 года зарплаты преподавательского состава до среднего по экономике каждого региона. По Московскому региону сейчас это 21 000 – 24 000 рублей. Этот ориентир мы перешагнули досрочно.

Но не все определяется заработной платой, хотя это, конечно, весьма существенный фактор. Важно и то, в каких условиях работает человек, в каких условиях лечатся наши пациенты. Сейчас в большинстве наших больниц идет масштабная реконструкция. Мы стараемся не просто подновить старые стены, а вкладываем в эти ремонты совершенно иную философию. В результате на выделенные Правительством России средства мы намерены получить лучшие клиники в стране с перспективой многолетнего развития. Высокопрофессиональные врачи Первого Меда должны работать в лучших помещениях и на лучшем в стране оборудовании. Уверен, что только при постановке и решении таких задач понятие «модернизация здравоохранения» обретет свой истинный смысл, и тогда мы сможем приостановить тот отток врачей из нашей профессии, который мы, к сожалению, еще наблюдаем.

- Что вы считаете своим наибольшим достижением за два года Вашей работы на посту ректора Первого Медицинского? 


- Университет, университетская среда – это сложный и многослойный организм. Традиции, атмосфера здесь складываются десятилетиями, а то и столетиями. Необходимо сохранить эти традиции, идти вперед, не разрушая их. Поэтому мне необычайно ценна атмосфера взаимопонимания и сотрудничества с профессорско-преподавательским сообществом. Мы находим полную поддержку наших начинаний со стороны Совета ветеранов и Совета старейшин нашего университета. Очень важно, что во всех реформах и преобразованиях последнего времени я мог рассчитывать на помощь и авторитет Ученого совета вуза: сегодня университет уверено развивается и крепнет. Вот в этом единстве и сотрудничестве, опоре на лучшие силы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова мы видим залог наших будущих успехов. 


- Петр Витальевич, от Вашей успешной деятельности во многом зависит здоровье людей, о котором будут заботиться те, кто сейчас обучается в стенах Вашего вуза. Их первая, главная задача – стать высокопрофессиональными врачами и продолжить славные традиции Первого Меда. Надеемся, что они под Вашим руководством решат ее. Удачи Вам и крепкого здоровья! 


- Спасибо!


В мире США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана" США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана"

США отправят дополнительный военный контингент на Ближний Восток в качестве ответа на "агрессию Ирана против Саудовской Аравии", заявил американский министр обороны Марк Эспер.


Культура "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России

В Москве в кинотеатре "Октябрь" стартовал фестиваль "Золотой единорог". Этот киносмотр – спутник одноимённой премии, вручаемой в Лондоне с 2016 года – престижной награды, которую международное жюри присуждает российским фильмам. В списке российских показов представлены картины в номинации "Лучший зарубежный фильм о России".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.