16 августа 2012, 11:31, Михаил МОРОЗОВ

В Москве вырос Химкинский лес

Столичные власти продолжили традиции уничтожения зеленых зон, заложенные в эпоху Лужкова

В Москве вырос Химкинский лес

Правительство Москвы обсуждает новую стратегию развития города. В соответствии с ней Москву хотят превратить в постиндустриальную столицу с европейским лицом, да еще удобную для жизни людей. Поистине неистребима любовь чиновников к глобальным документам: генпланам, стратегиям, «дорожным картам» и пр. Впрочем, желание действовать не по наитию, а «в соответствии с намеченным ранее планом» похвально. Но чтобы от этого был хоть какой-то толк, необходимо два маленьких условия: чтобы эти документы были жизненны и умны и чтобы власть их придерживалась. Генеральный план развития Москвы, оставленный в наследство от СССР, был отдан в жертву гигантским прибылям строительного комплекса: земли, отведенные под магистрали, и зеленые территории были заняты домами. Рожденный Лужковым в 2007 году новый Генплан развития города до 2025 года так и не был выполнен и теперь вот готовится новый, под который новое руководство Москвы определяется со стратегией. Сам Генплан обещают к 2014 году.

Разработчики новой стратегии развития города говорят, что она выполнима при одном непременном условии: изменении управления столицей, то есть передаче функций на муниципальный уровень и вовлечение жителей в процесс принятия решений. Уже сама по себе эта идея выглядит провальной: где это видано, чтобы российская власть делилась властью… О бесперспективности этой идеи, а значит, и самой стратегии говорит столичная практика, давно сложившаяся и которой продолжают следовать московские власти. Возьмем хотя бы один пример: начавшееся строительство солнцевской ветки метро. Сразу оговоримся, что сама по себе идея прокладки метро к такому густонаселенному району заМКАДья гениальна. Но первоначально предполагалось, что подземные туннели пройдут от станции «Площадь Победы» по Минской улице и далее в сторону области по Мичуринскому проспекту. Против такого варианта, кажется, никто особо не возражал. Но каким-то странным образом это решение было отменено. Во-первых, метро до Солнцева не дойдет. А якобы из-за сложной геодезии Минской улицы трассу решили вести по великолепным бульварам и яблоневым аллеям Университетского проспекта и Мичуринского проспекта. Тем самым был попран действующий пока еще юридически Генеральный план до 2025 года.

В итоге под прокладку трассы метро уже вырублена уникальная аллея на Мичуринском проспекте. А сколько еще предстоит вырубить в районе Университетского проспекта, Мосфильмовской улицы, Мичуринского проспекта... Перед таким масштабным строительством по закону полагается спросить мнение жителей. На слушаниях подавляющее большинство высказалось против нового варианта и за старый – по Минской улице. Но это никого из чиновников не смутило. Не смутило их также и то, что эти парковые зоны относятся к особо охраняемым. Не говоря уже о том, что никто из них не пожалел о потрясающем яблоневом саде, который, несмотря на все усилия московских властей, радовал своей удивительной красотой и даже каждый год давал неплохие урожаи.

Игнорируя мнения местных жителей, приняли решение о строительстве практически в парке на улице Дружбы станции метрополитена. Для кого? Для сотрудников находящегося напротив Посольства КНР? Для дипломатов других многочисленных посольств, расположенных неподалеку? Или для жильцов элитного «Шуваловского» жилого комплекса и аналогичных других, как грибы поднявшихся в этом районе? Можете представить себе шведских или немецких дипломатов, давящихся в толпах московской подземки? А потенциальные пассажиры – москвичи, проживающие в старых домах в округе, неоднократно заявляли: станция в районе площади Индиры Ганди не нужна. Не нужна она и студентам, и сотрудникам расположенного вблизи МГУ. Все они многие годы с успехом пользуются станцией «Университет», расположенной также неподалеку. 28 мая во время публичных слушаний был подан 161 отзыв, и 156 отзывов оказались отрицательными. В своих выступлениях жители критиковали изменение маршрута прохождения метро, перекрытие Мичуринского проспекта как минимум на 2,5 года и строительство метро на малой глубине. Для многих жителей стало новостью известие, что новым метро они смогут воспользоваться только после 2017 года (строительство растянуто аж на 5 лет). Группа граждан даже обратилась по этому поводу в суд, очередные слушания состоялись 13 августа. Новый вход в метро был бы полезен для жителей крупного строящегося жилого массива дальше в сторону области в районе Мичуринского проспекта и Мосфильмовской улицы. Но, увы. И никакие протесты общественности, никакие замечания экспертов не помогли принять правильное решение.

Предположим, простые и потому недалекие граждане не в состоянии оценить все обстоятельства и понять всю стратегическую правильность прокладки метро аккурат по уникальным зеленым оазисам Москвы. Но кто бы объяснил, почему нельзя использовать для этого знаменитые импортные проходческие щиты, закупленные в свое время за границей за огромные деньжищи. Юрий Лужков тогда еще, отмахиваясь от праздной критики, говорил, что город найдет для этих супермашин работу, они-де не будут простаивать и дня, перероют весь город и быстро себя окупят. Буквально несколько дней тому назад мэр Сергей Собянин чуть ли не как о достижении заявил о том, что город отказывается от метро так называемого глубокого залегания. Почему? Дорого? Но тогда получается, что новая-старая стратегия столицы отнюдь не в создании комфортной среды и привлечении горожан в процесс принятия решений и управления, а в деньгах? Говорят, где-то в этом районе проходит ветка так называемого секретного, глубокого метро, которая ведет не то во Внуково, не то к запасному подземному правительственному пункту управления. Строили ее советским дедовским методом. Но никто из местных жителей даже толком не знает, как эта ветка сооружалась и где она проходит. А вот про срубленную аллею и ненужную станцию будущего метро уже говорят даже местные школьники.

Московские власти неустанно повторяют мантру про комфортную среду. Но почему, если принято решение рубить все и прокладывать так называемое легкое метро по поверхности, сроки строительства растянуты аж до 2017 года? И это предварительная дата пуска лишь некоторых отрезков ветки. А методичное уничтожение этой комфортной среды началось уже с прошлого года вырубкой деревьев и порой бессмысленным огораживанием заборами будущих стройплощадок. С перекрытием Мичуринского проспекта район Раменки окажется в очень трудном транспортном положении. Вот бы сначала построить дублер Мичуринского проспекта, запроектированный еще в долужковском Генеральном плане. Но, увы, он будет введен в строй не раньше, чем закончится строительство метро.

Мичуринский проспект – лишь одна из множества болевых точек. Неподалеку готовится реконструкция Комсомольского и Вернадского проспектов. И опять, похоже, не обойдется без вырубки, ущемления прав собственников жилья. Все нормальные люди уже давно усвоили: в Москве комфортно жить невозможно, в какой бы район вы не переехали, рано или поздно вы окажетесь на стройплощадке, вблизи от точечной застройки или перекладки коммуникаций. И ничего, похоже, не меняется со сменой лиц во власти.

Разработчики новой стратегии развития столицы предлагают вывести из столицы неконкурентоспособные и ресурсоемкие производства (автомобилестроение, предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности). Акцент предлагается сделать на отраслях и кластерах, которые «станут локомотивами для всего городского хозяйства». К таким кластерам они относят бизнес- и IT-услуги, финансы, медицину и фармацевтику, образовательные услуги, туризм, культуру и медиа. Но эти отрасли предполагают, что в городе проживают не убогие, ограниченные в своем развитии и со всем согласные люди, а образованные, а значит, требующие соответствующего отношения к себе граждане. Получается еще одна нестыковка планов-концепций.

В свое время в соответствии с каким-то очередным планом была снесена гостиница Россия. На ее месте многие годы в самом сердце столицы зияла чудовищная пустота – символ бесполезности всех российских планов. Пока Владимиру Путину, видимо, не надоело из Кремля смотреть на развалины, и он предложил разбить здесь парк. Остается одно: просить президента приехать на Мичуринский проспект и, несмотря ни на какие планы и стратегии, принять единственно правильное решение, которое было бы в интересах граждан.


Политика Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах Памфилова отреагировала на случайную победу уборщицы на выборах

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила радиостанции "Говорит Москва", что не видит нарушения закона в ситуации с победой уборщицы Марины Удгодской на выборах главы сельского поселения в Костромской области.

В мире Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом Выживший курсант рассказал подробности крушения Ан-26 под Харьковом

Курсант Вячеслав Золочевский, выживший в крушении Ан-26 под Чугуевым, не выпрыгивал из самолета, как сообщалось ранее, заявил глава Харьковской областной администрации Алексей Кучер.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.