20 августа 2012, 14:20, Любовь Лебедина.

Русский театр осиротел без Фоменко

"Третьего сентября Мастерская Петра Фоменко открывает свой новый сезон, уже без своего мастера, ушедшего из жизни 9 августа. Но театр не должен замирать, он обязан жить, потому что все сделанное в нем Петром Наумовичем было направлено в будущее

Русский театр осиротел без Фоменко

Прошло чуть больше девяти дней после кончины великого Фомы. Значит, его дух по православным канонам продолжает витать где-то рядом, а свежая рана от невосполнимой утраты болеть. Она будет болеть еще долго, потому что такого демиурга днем с огнем не сыщешь. Ведь он олицетворял рыцарский дух лицедейства, был примером бескорыстия и веры в актера, который не в силах предать свою мечту, какие бы преграды не вставили на его пути. Казалось, Фоменко сам отметил срок своего пребывания на этой земле и ждал, когда ему исполнится 80 лет, а потом ушел навсегда, тихо закрыв за собой дверь, понимая, что в разгар отпусков мало кто окажется в Москве.

Не в пример своим честолюбивым коллегам Фоменко  не стал свою круглую дату выносить на всеобщее обозрение: сниматься на телевидении, давать интервью (он и раньше скептически относился к этому жанру), тем более устраивать пышное застолье, напоминающее поминки. Даже на последнюю «Золотую  маску» в отреставрированном Большом театре не явился получать  премию «За  выдающиеся заслуги в области театрального искусства». Видимо хотел, чтобы его  запомнили сильным и насмешливым, красивым и остроумным,  а не слабым стариком, с трудом  передвигающим  ноги. К тому же этих «Золотых масок» у него накопилось столько, что музей можно  открывать. Впрочем, после его ухода  осталось значительно больше, чем  коллекция наград, -  авторский театр, точнее Мастерская на Кутузовском проспекте. Вначале это было камерное помещение, переделанное из кинотеатра, а потом на берегу Москвы- реки возник белый корабль с двумя залами, шикарными репетиционными  комнатами и гримерками.

Фоменко очень переживал, как  психологические спектакли зазвучат на новой сцене, полюбит ли новое пространство его сложные и в одновременно простые  метаморфозы и как актеры поведут себя на большом расстоянии от зрителей, ведь прежде им не надо было напрягать голос, шептальный  реализм здесь никого не раздражал. Впрочем, что такое режиссер? – Это и дирижер, и сочинитель, и тренер, выражаясь спортивным языком, и волшебник. Можно еще много  перечислять  определений, подходящих к этой профессии, но Петр Наумович воплощал в себе особый  дар – переводить стрелки часов реального времени  на  виртуальный мир,  условный. Где  все происходило настолько правдоподобно, что казалось -  он вместе со своими учениками живет в нем. Наверное, так и было, потому что ему удалось сохранить на фоне рыночного искусства  то самое редкостное,  пушкинское, когда «служение муз не терпит суеты». Его актеры прекрасно понимали, что им выпал счастливый лотерейный билет:  они стали «глиной» в руках скульптора Фоменко, из которой можно ваять хоть Венеру.  хоть Орфея … А потому не спешили сниматься в кино, потому что знали: после этого Фоменко слой за слоем будет снимать с них штампы и приводить к первозданному состоянию. И все-таки, каждый раз, когда кто-то из них отправлялся на съемки, он переживал. Не то, чтобы ревновал, ведь он их вырастил с институтских «пеленок», просто по собственному опыту знал, как затягивает киношная богема, да и деньги там нешуточные.  И вот теперь фоменковцы остались без своего отца… Для них это трагедия! Да, что там говорить, они лишились  главной опоры, а, может быть, и стержня. Ибо до этого весь театральный мир вращался вокруг них и равнялся на них. Все знали, пока существует  Мастерская Фоменко – русский психологический театр остается живым и его не так то легко сбрасить с корабля современности. При Фоменко жизни человеческого духа никакой постмодернизм был ни страшен, потому что это был вербальный театр, театр слова.

Кому теперь достанется это наследство – непонятно. Скорее всего, одному из его учеников, ибо Фоменко сумел сделать так, что его театр превратился в школу, где алгеброй поверяют гармонию.   

Не знаю уж по какому стечению обстоятельств, но мне удалось увидеть Фоменко незадолго до его кончины, причем очень близко. Мы сидели рядом во время премьерного спектакля «Заходите – заходите» на малой сцене.  Когда свет в зале погас, ему подставили стул рядом с моим крайним креслом, и он незаметно пристроился, опершись  большой головой на тяжелый костыль. Заговорить с ним было как-то неудобно, и я только краем глаза наблюдала за его реакцией. Он усмехался в свои пышные усы, даже изредка хихикал, и казалось, был всем доволен. А когда через полтора часа закончилось представление, и я хотела спросить его мнение о спектакле, то стул оказался пустым. Фоменко незаметно исчез…  Многие исчезает, стирается в нашей памяти, но при этом остаются люди, которые продолжают жить внутри тебя и тем самым как бы оставаться твоей опорой, сколько бы не прошло времени после их кончины. К этим уникальным личностям,  конечно же, относится Петр Наумович Фоменко, потому что его тоска по совершенству заставляла нас совершенствовать себя.    

                  


В мире Минск ответил на отказ Запада признать Лукашенко легитимным президентом Минск ответил на отказ Запада признать Лукашенко легитимным президентом

Попытки некоторых стран Запада поставить под сомнение легитимность президента Белоруссии Александра Лукашенко не отражают мнения всего международного сообщества, считают в МИД республики.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ

На состоявшейся пресс-конференции с участием программного директора ММКФ кинокритика Кирилла Разлогова, директора по связям с общественностью фестиваля Петра Шепотинника, куратора программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино Григория Либергала и генерального директора ММКФ Натальи Сёминой объявили состав жюри основного конкурса и короткого метра, а также назвали полный список фильмов, представленных в основном конкурсе и конкурсе документального кино.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.