27 августа 2012, 14:25, Любовь ЛЕБЕДИНА

Чужой дом гастарбайтеров

В рамках кинофестиваля «Московские премьеры» в культурном центре Эльдара Рязанова состоялась демонстрация необычного художественного фильма «Пустой дом» с явно выраженным социальным оттенком. После чего зрителям было предложено обсудить его. Таким

Чужой дом гастарбайтеров

К социальной теме наши кинематографисты обращаются крайне редко. Можно сказать, игнорируют ее. Ведь ничего занимательного в ней нет. Это как сказать, и с каким творческим багажом к ней подойти. Недаром западное кино постоянно обращается к социальным драмам и таким образом совершает новые художественные открытия.

Так, проблема гастарбайтеров в России и особенно в Москве стоит очень остро, но на государственном уровне она замалчивается. То ли потому, что выгодно иметь бессловесную армию на все согласных рабов, то ли это закономерные последствия развала Большого Союза, когда к «старшему брату» хлынули за поддержкой «младшие братья» бывших союзных республик. И хотя им здесь живется нелегко, они с неимоверным упорством пускают корни: к мужьям приезжают жены, дети идут в школы, не зная языка, а многочисленные землячества превращаются в серьезную политическую силу.

Так вот, единственный фильм, снятый на эту животрепещущую тему и показанный на «Кинотавре» среди сонма бессмысленных безделушек, – «Пустой дом» режиссера Нурбека Эгена и замечательного оператора Дмитрия Ермакова. Сценарий Екатерины Тирдатовой вначале отправляет зрителей в далекую Киргизию. Там на бескрайних просторах пасутся овцы и табуны лошадей. В прошлом главное средство передвижения киргизов, где сильные женщины возглавляли тепы и рожали прямо в седле. Сегодня же эти женщины унижены, их превратили в рабынь, которых можно купить за несколько баранов, так как забытое слово «хозяин» во времена Чингиза Айтматова теперь возымело большую силу. Хозяин может все: убить человека и спрятать концы в воду, собирать дань с мелких предпринимателей, иметь свой гарем и так далее. И вот из этого «рая» бежит молодая героиня Асель, насильно выданная замуж. Но куда она может бежать, как не в Москву. Там, говорят, есть все для счастья, только надо какое-то время потерпеть. И она терпит, живет в каких-то бомжатниках для «своих» эмигрантов, здесь тоже делятся на беленьких и черненьких. Сюда приходит полиция, служба эмиграции, но после запрограммированной «чистки» все возвращается на круги своя. Эти кадры похожи на документальные. Сняты они оператором Ермаковым стремительно, в движении, в виде безумного коллапса. Поэтому нет никакой возможности усомниться в их достоверности.

Дальше – больше. Девушка, наконец, устраивается в хинкальную своего земляка, но рейдерский захват рушит все ее планы, к тому же она беременна. И тут возникает добрая фея, которая знакомит ее с бездетной француженкой, мечтающей о ребенке с помощью суррогатной матери.

Проблема суррогатного материнства сегодня подается на ТВ в виде скандального шоу, вызывая обоснованный протест у православной церкви и массы зрителей. Но, как выясняется, нравственные вопросы можно игнорировать и устраивать инкубаторы по выведению малюток для чужих пап и мам. Одним словом, медицинская нанотехнология входит в конфликт с божьими законами и домостроем, но это такая «чепуха» по сравнению с техническим прогрессом, дающим богатым людям за деньги приобрести наследников. Безнравственность становится нормой жизни, а святое понятие материнства превращается в доходное дело. Поэтому бедной эмигрантке не остается ничего другого, как выносить своего первенца за деньги для цивилизованной иностранки, и Асель едет во Францию, чтобы там его родить на ферме. Казалось, наконец-то удача улыбнулась дочери гор, но радости нет и не может быть, поскольку она идет против совести, и рок стоит на страже. Покинув чужой дом и своего сына в нем, она идет по дороге с кучей денег. Проезжающая машина останавливается, девушка просит довести до города, показывает заработанную валюту и… Острый нож легко входит в то место, где еще недавно молодая мама носила своего ребенка, деньги отобраны и наивная дурочка остается лежать на асфальте, пытаясь ползти, но никто не приходит ей на помощь. Дорога пуста, так же, как ею оставленный дом на далекой родине.

Для киргизского режиссера Нурбека Эгена – тема эмиграции больная тема, поскольку любимая Киргизия тоже от этого страдает, ведь уезжает молодой генофонд страны.

Не могу сказать, что картина «Пустой дом» оставляет нестерпимый горький осадок, но она тревожит, заставляет по-другому посмотреть на тех гастарбайтеров, которые по выходным дням заполняют московское метро, пытаясь приобщиться к столичной цивилизации. Только все равно это не их дом, а значит, им безразлично, что с ним будет.


Политика В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном В Кремле прокомментировали статью Le Monde о разговоре Путина с Макроном

СМИ не могут располагать точными данными о содержании беседы Владимира Путина с французским лидером Эммануэлем Макроном, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

В мире Евросоюз отказался признать Лукашенко легитимным президентом Белоруссии Евросоюз отказался признать Лукашенко легитимным президентом Белоруссии

Инаугурация Александра Лукашенко лишена демократической легитимности и ведет к углублению кризиса в Белоруссии, говорится в заявлении главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля.

Экономика Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств Титов предупредил Мишустина об угрозе волны банкротств

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание премьер-министра Михаила Мишустина на системную проблему с выдачей льготных кредитов бизнесу под два процента, которая может обернуться волной банкротств, рассказали в пресс-службе омбудсмена.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура День Сергея Бондарчука на телеканале "Россия – Культура" День Сергея Бондарчука на телеканале "Россия – Культура"

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Фёдоровича Бондарчука (1920 – 1994), замечательного актёра и режиссёра, творчество которого составляет целую эпоху в отечественном кинематографе. Телеканал "Россия К" представляет своим зрителям два фильма – "Овод" (1980) и "Отелло" (1955), в которых он занят как актёр, а также его последнюю режиссёрскую работу, которая вышла на экраны при жизни мастера – двухсерийную картину "Борис Годунов" (1986), где Сергей Бондарчук выступает в обеих с

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.