29 августа 2012, 09:59

Одна Россия – два подхода

В процессе становления новой социально-экономической системы все большее значение приобретает природный фактор развития. В этом смысле исторически Россия прирастала не самыми лучшими землями, находящимися в экстремальных природных условиях, где ос

Одна Россия – два подхода

Этот принцип предусматривает применение двух разных правил при интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и в Европу, которые должны рассматриваться как разные рынки.

Некоторые эксперты предлагают вместо действующей Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в редакции Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2007 года № 801 принять федеральный закон «Стратегия комплексного демографического и социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока на 50 лет», реализацию которого предлагается передать Государственной компании развития Сибири и Дальнего Востока. Однако смысл всех этих предложений сводится к привлечению в страну иностранных инвестиций любой ценой.

Например, предлагается осуществлять передачу права пользования недрами и лесными ресурсами без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур и упрощенный порядок приема иностранцев в гражданство России. Оценка таких предложений и инициатив местной власти по данному вопросу дается в статье Ростислава Антонова «Проданная Сибирь». Вывод автора: «коррупцию усиливать уже некуда, она на таком уровне, что живет своей собственной жизнью», поэтому выгоду в виде экспортной ренты, ренты от природных ресурсов и различных финансовых льгот получит только тот, в чьих руках окажется контроль над ресурсами.

Эти предложения складываются в некоторую концепцию, которая отвечает интересам тех стран, которые де-факто являются метрополиями для колоний, но де-юре лишены прямого доступа к их ресурсам. По их мнению, природные ресурсы не должны принадлежать суверенным государствам, а должны «служить всем». Например, неоднократно озвучивались тезисы о «несправедливости» принадлежности только России богатств Сибири. Поэтому чиновники от власти пытаются с наибольшей выгодой для себя сдать национальные природные ресурсы оптом глобальному потребителю чужих ресурсов. Прослеживается цепочка от «Соглашения о разделе продукции» – скрытой сдаче наших недр оптом к «Европейской энергетической хартии» и ВТО. Теперь предлагается экономическое отделение региона от остальной страны с созданием на этой территории особых условий – отдельный налоговый, таможенный и прочие режимы, включая режим доступа к недрам.

Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения различаются и качественно, и количественно. Поэтому необходимо снять главное противоречие в регионе – несоответствие между богатыми ресурсами и огромными территориальными масштабами, с одной стороны, и малочисленностью населения и низким потребительским спросом – с другой. Особый режим экономики в дальних регионах должен определяться исходя из условий, в которых они находятся, с учетом фактора географической близости к другим странам.

Географическая отдаленность экономических центров западной и восточной частей России определяет соответствующее различие экономик Запада и стран АТР. Поэтому невозможно одними и теми же механизмами и способами одинаково успешно решать две разные задачи. Для региона необходимо создавать особые условия для реализации глобальных проектов, в которых реализуются стратегия «использования сравнительных преимуществ» и стратегия создания максимальной взаимозависимости между странами АТР. Например, создание единого энергетического кольца и единой транспортной системы АТР – Европа; объединение научно-технического потенциала и совместная разработка природных ресурсов; создание собственной кредитно-финансовой системы для стран АТР.

Однако реально выгодные национальные концепции власть не интересуют, потому что все стратегии для новых ресурсных регионов пишутся в Москве иностранными специалистами. Их концепция не имеет официального названия, но экспертное сообщество называет ее «концепцией ресурсного транзита». Согласно ей в южной зоне Дальнего Востока строятся магистральные транспортные каналы для прокачки ресурсов из Сибири и северных районов на азиатские рынки. Южная зона Дальнего Востока превращается в логистический пояс, который обеспечивает эту прокачку природных ресурсов. Северная зона добывает природное сырье и передает его южным регионам для вывоза. Брошенные регионы быстро осваивают китайцы, которые за счет российского сырья за 20 лет перестроили свои глиняные деревни в современные города из стекла и бетона. По этой причине некоторые местные жители заявляют, что готовы «разгромить органы местного самоуправления и присоединиться к Китаю».

В целом историческая практика показывает, что сам Запад не живет по тем правилам, которые навязывает другим странам. Сегодня созданы условия, при которых у них самые дешевые длинные деньги и высокие зарплаты, стимулирующие внутренний потребительский рынок. В России все наоборот – дорогие короткие деньги и низкая зарплата, поэтому внутренний потребительский рынок не развивается. Кроме того, Россия оказалась страной с самой низкой капитализацией национальных активов в мире, поэтому здесь актуализируется тезис «Без капитализации нет развития». Пришло время заставить правительство извлекать выгоду из геополитического положения страны, а не участвовать в околонаучных дискуссиях по вопросу какая Россия – западная или восточная цивилизация. В этом смысле, чтобы создать инвестиционные условия для развития региона и страны в целом, нужно научиться управлять этими инвестициями как бизнес-процессами. Для этого необходимо:

1. Вернуть стране экономический суверенитет, отказавшись от использования Центробанком России технологий, заложенных в «Теории монетаризма» М. Фридмана, признав его инструментом внешней экспансии, изготовленным на экспорт и предназначенным для закрепления господства ТНК в своих колониях. Данная модель не предназначена для повышения капитализации экономик суверенных государств, достижения инновационных целей и построения национальной «экономики знаний».

2. Потребовать от США немедленно отменить поправку Джексона-Вэника от 1974 года к закону о торговле США, которая запрещает предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, а также предусматривает дискриминационные тарифы и сборы в отношении товаров, импортируемых в США.

3. Научиться управлять модернизацией, реформами и развитием посредством экспертного управления проектами и инвестициями. Для этого нужно ввести отраслевую норму прибыли, что позволит направлять инвестиции в нужные для развития страны и регионов отрасли и проекты.

4. Признать офшоры вне закона, ликвидировать в стране 40%-ную теневую экономику, что снизит коррупцию, и перевести все расценки на почасовую оплату труда, рекомендуемую МОТ, втрое увеличив минимальную зарплату.

5. Активнее участвовать в создании институтов управления мировой экономикой – формировать нужную для России глобальную повестку дня, которая определяет место и роль страны в мире. Например, выступить инициатором признания США страной-банкротом и предложить мировому сообществу ввести внешнее со стороны ООН управление над Федеральной резервной системой США и НАТО, заставить Америку вернуть 15 трлн долларов внешних долгов, сократить военные расходы и закрыть все военные базы.

6. Начать реализацию идей Ломоносова, заложенных в реформах Витте и Столыпина, создать по 11 часовым поясам Региональные финансовые центры и посредством «Российской единой биржевой системы» запустить в оборот региональные и муниципальные активы.

7. Расселить крупные города и реализовать проект «Одноэтажная Россия», повсеместно построив родовые поместья. Посредством рационального расселения и размещения производств решить проблему масштабов территории России, превратив этот фактор в геополитическое преимущество.

8. Учитывать особенности освоения ресурсов северной Сибири и применять «вахтовый метод», используя временные трудовые ресурсы – гастарбайтеров, освободив от них центральные районы и крупные города.

9. Отказаться от создания особых условий для чужих инвестиций, а использовать собственные, сопоставимые с ВВП страны (500 млрд долларов – резервы и 500 млрд долларов – частные капиталы, выведенные в офшоры).

Глобальный кризис стал следствием неэффективного управления глобальными процессами. Это произошло по причине внедрения в практику западных теорий и концепций управления, которые характеризуются произволом, структурным несоответствием и терминологическим хаосом. Оказалось, что созданные на их основе стратегии, бизнес-модели и терминология слабо соотносятся с реальной политической практикой и более не удовлетворяют потребностям цивилизации. Декларируемые мировыми правительствами цели все чаще не совпадают с реально решаемыми задачами; наблюдается нарушение последовательности при одновременном достижении разных целей по причине их несогласованности между собой, из-за чего организуемые процессы тормозят друг друга.

Менеджеры, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи нового уровня сложности – их научили принимать решения в рамках сложившейся ситуации «здесь и сейчас», поэтому полученные результаты не смогли сложиться в единое целое. По мнению международных экспертов «нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему». При этом «история России хранит немало управленческих тайн, которые позволяли в безнадежных ситуациях одним решением устранять все накопленные проблемы».


Источник: ТПП-Информ Темы: ТПП-Информ

Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.