29 августа 2012, 09:59

Одна Россия – два подхода

В процессе становления новой социально-экономической системы все большее значение приобретает природный фактор развития. В этом смысле исторически Россия прирастала не самыми лучшими землями, находящимися в экстремальных природных условиях, где ос

Одна Россия – два подхода

Этот принцип предусматривает применение двух разных правил при интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и в Европу, которые должны рассматриваться как разные рынки.

Некоторые эксперты предлагают вместо действующей Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в редакции Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2007 года № 801 принять федеральный закон «Стратегия комплексного демографического и социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока на 50 лет», реализацию которого предлагается передать Государственной компании развития Сибири и Дальнего Востока. Однако смысл всех этих предложений сводится к привлечению в страну иностранных инвестиций любой ценой.

Например, предлагается осуществлять передачу права пользования недрами и лесными ресурсами без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур и упрощенный порядок приема иностранцев в гражданство России. Оценка таких предложений и инициатив местной власти по данному вопросу дается в статье Ростислава Антонова «Проданная Сибирь». Вывод автора: «коррупцию усиливать уже некуда, она на таком уровне, что живет своей собственной жизнью», поэтому выгоду в виде экспортной ренты, ренты от природных ресурсов и различных финансовых льгот получит только тот, в чьих руках окажется контроль над ресурсами.

Эти предложения складываются в некоторую концепцию, которая отвечает интересам тех стран, которые де-факто являются метрополиями для колоний, но де-юре лишены прямого доступа к их ресурсам. По их мнению, природные ресурсы не должны принадлежать суверенным государствам, а должны «служить всем». Например, неоднократно озвучивались тезисы о «несправедливости» принадлежности только России богатств Сибири. Поэтому чиновники от власти пытаются с наибольшей выгодой для себя сдать национальные природные ресурсы оптом глобальному потребителю чужих ресурсов. Прослеживается цепочка от «Соглашения о разделе продукции» – скрытой сдаче наших недр оптом к «Европейской энергетической хартии» и ВТО. Теперь предлагается экономическое отделение региона от остальной страны с созданием на этой территории особых условий – отдельный налоговый, таможенный и прочие режимы, включая режим доступа к недрам.

Во многих регионах условия формирования затрат, цен, спроса и предложения различаются и качественно, и количественно. Поэтому необходимо снять главное противоречие в регионе – несоответствие между богатыми ресурсами и огромными территориальными масштабами, с одной стороны, и малочисленностью населения и низким потребительским спросом – с другой. Особый режим экономики в дальних регионах должен определяться исходя из условий, в которых они находятся, с учетом фактора географической близости к другим странам.

Географическая отдаленность экономических центров западной и восточной частей России определяет соответствующее различие экономик Запада и стран АТР. Поэтому невозможно одними и теми же механизмами и способами одинаково успешно решать две разные задачи. Для региона необходимо создавать особые условия для реализации глобальных проектов, в которых реализуются стратегия «использования сравнительных преимуществ» и стратегия создания максимальной взаимозависимости между странами АТР. Например, создание единого энергетического кольца и единой транспортной системы АТР – Европа; объединение научно-технического потенциала и совместная разработка природных ресурсов; создание собственной кредитно-финансовой системы для стран АТР.

Однако реально выгодные национальные концепции власть не интересуют, потому что все стратегии для новых ресурсных регионов пишутся в Москве иностранными специалистами. Их концепция не имеет официального названия, но экспертное сообщество называет ее «концепцией ресурсного транзита». Согласно ей в южной зоне Дальнего Востока строятся магистральные транспортные каналы для прокачки ресурсов из Сибири и северных районов на азиатские рынки. Южная зона Дальнего Востока превращается в логистический пояс, который обеспечивает эту прокачку природных ресурсов. Северная зона добывает природное сырье и передает его южным регионам для вывоза. Брошенные регионы быстро осваивают китайцы, которые за счет российского сырья за 20 лет перестроили свои глиняные деревни в современные города из стекла и бетона. По этой причине некоторые местные жители заявляют, что готовы «разгромить органы местного самоуправления и присоединиться к Китаю».

В целом историческая практика показывает, что сам Запад не живет по тем правилам, которые навязывает другим странам. Сегодня созданы условия, при которых у них самые дешевые длинные деньги и высокие зарплаты, стимулирующие внутренний потребительский рынок. В России все наоборот – дорогие короткие деньги и низкая зарплата, поэтому внутренний потребительский рынок не развивается. Кроме того, Россия оказалась страной с самой низкой капитализацией национальных активов в мире, поэтому здесь актуализируется тезис «Без капитализации нет развития». Пришло время заставить правительство извлекать выгоду из геополитического положения страны, а не участвовать в околонаучных дискуссиях по вопросу какая Россия – западная или восточная цивилизация. В этом смысле, чтобы создать инвестиционные условия для развития региона и страны в целом, нужно научиться управлять этими инвестициями как бизнес-процессами. Для этого необходимо:

1. Вернуть стране экономический суверенитет, отказавшись от использования Центробанком России технологий, заложенных в «Теории монетаризма» М. Фридмана, признав его инструментом внешней экспансии, изготовленным на экспорт и предназначенным для закрепления господства ТНК в своих колониях. Данная модель не предназначена для повышения капитализации экономик суверенных государств, достижения инновационных целей и построения национальной «экономики знаний».

2. Потребовать от США немедленно отменить поправку Джексона-Вэника от 1974 года к закону о торговле США, которая запрещает предоставлять России режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, а также предусматривает дискриминационные тарифы и сборы в отношении товаров, импортируемых в США.

3. Научиться управлять модернизацией, реформами и развитием посредством экспертного управления проектами и инвестициями. Для этого нужно ввести отраслевую норму прибыли, что позволит направлять инвестиции в нужные для развития страны и регионов отрасли и проекты.

4. Признать офшоры вне закона, ликвидировать в стране 40%-ную теневую экономику, что снизит коррупцию, и перевести все расценки на почасовую оплату труда, рекомендуемую МОТ, втрое увеличив минимальную зарплату.

5. Активнее участвовать в создании институтов управления мировой экономикой – формировать нужную для России глобальную повестку дня, которая определяет место и роль страны в мире. Например, выступить инициатором признания США страной-банкротом и предложить мировому сообществу ввести внешнее со стороны ООН управление над Федеральной резервной системой США и НАТО, заставить Америку вернуть 15 трлн долларов внешних долгов, сократить военные расходы и закрыть все военные базы.

6. Начать реализацию идей Ломоносова, заложенных в реформах Витте и Столыпина, создать по 11 часовым поясам Региональные финансовые центры и посредством «Российской единой биржевой системы» запустить в оборот региональные и муниципальные активы.

7. Расселить крупные города и реализовать проект «Одноэтажная Россия», повсеместно построив родовые поместья. Посредством рационального расселения и размещения производств решить проблему масштабов территории России, превратив этот фактор в геополитическое преимущество.

8. Учитывать особенности освоения ресурсов северной Сибири и применять «вахтовый метод», используя временные трудовые ресурсы – гастарбайтеров, освободив от них центральные районы и крупные города.

9. Отказаться от создания особых условий для чужих инвестиций, а использовать собственные, сопоставимые с ВВП страны (500 млрд долларов – резервы и 500 млрд долларов – частные капиталы, выведенные в офшоры).

Глобальный кризис стал следствием неэффективного управления глобальными процессами. Это произошло по причине внедрения в практику западных теорий и концепций управления, которые характеризуются произволом, структурным несоответствием и терминологическим хаосом. Оказалось, что созданные на их основе стратегии, бизнес-модели и терминология слабо соотносятся с реальной политической практикой и более не удовлетворяют потребностям цивилизации. Декларируемые мировыми правительствами цели все чаще не совпадают с реально решаемыми задачами; наблюдается нарушение последовательности при одновременном достижении разных целей по причине их несогласованности между собой, из-за чего организуемые процессы тормозят друг друга.

Менеджеры, подготовленные по западным стандартам, оказались несостоятельными решать задачи нового уровня сложности – их научили принимать решения в рамках сложившейся ситуации «здесь и сейчас», поэтому полученные результаты не смогли сложиться в единое целое. По мнению международных экспертов «нынешнее высшее управление на международном уровне не сможет справиться с потрясениями, которые ожидают мировую систему». При этом «история России хранит немало управленческих тайн, которые позволяли в безнадежных ситуациях одним решением устранять все накопленные проблемы».


Источник: ТПП-Информ Темы: ТПП-Информ

В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.