29 августа 2012, 14:45, Михаил МОРОЗОВ

Покаяние или единение?

В очередной раз разгорается дискуссия об Ульянове-Ленине. На этот раз о выносе тела вождя из мавзолея заговорил министр культуры Владимир Мединский. Спорить по этому поводу, безусловно, можно, но делать это, как мне кажется, должны профессионалы-и

Покаяние или единение?

Личности такого масштаба, а также их место в истории и в современности должны оценивать не к датам, а спокойно и скрупулезно. А то, что Ленин был крупнейшей исторической личностью, вроде бы никто и не оспаривает. Все-таки его идеи овладели такими широкими массами и произвели такие большие изменения в мире, что спорить на эту тему было бы глупо. К тому же Ленин находится на втором месте после Иисуса Христа по упоминаниям в литературе и в интернет-пространстве.

Не будучи историком, я бы поставил вопрос по-другому: а зачем нужен этот спор современной России? Чтобы вся страна целиком или часть современного российского общества, не отказавшаяся от идей Ленина, покаялась? Что-то слишком часто от нас стали требовать покаяния. Требуют извинений за Сталина, за его репрессии, теперь вот навязывают дискуссии по Ленину. Что касается Сталина, то факт репрессий никто не отрицает, а покаяние уже в том, что в России со времен знаменитого романа «Дети Арбата» свободно издаются литературные, научные и не очень произведения, в которых все это описано и оценено. Кроме того, репрессированные официально оправданны. А их родственники даже имеют специальный статус. А нынешние руководители России заявили, что правление Сталина оплачено неприемлемой для страны и народа ценой.

Несмотря на это, спор продолжается, хотя Сталина при всем желании невозможно вымарать из российской истории. И спор этот, на мой взгляд, и не только мой, а и авторитетных историков и политологов, имеет несколько целей. Одна из них – лишить легитимности ялтинские договоренности, на которых зиждется весь послевоенный мир. Другая цель – еще больше расколоть и без того не монолитное российское общество. Какой прок от этого России, объяснить толком никто не может.

То же и с Лениным. Нас пытаются вымазать в преступлениях, которые якобы совершил Ленин, при этом никто не собирается, например, извиняться за вероломства иностранных войск, вторгшихся в Россию после революции. Не берут в расчет и то, что Ленин взял власть тогда, когда от нее практически все в России отказались. А «красный террор» начался только в ответ на «террор белый». Не говоря уже о том, что федеративное устройство, по которому живет современная Россия, заложено Лениным.

Лично я готов согласиться с тем, что Ульянов-Ленин – личность неоднозначная и даже в какой-то мере жестокая. Но только в том случае, если добивающиеся исторического суда над вождем на этом успокоятся. В противном случае я и мне подобные поборники не Ленина, а здравого смысла, будут упираться. У нас масса аргументов. Но главный состоит в том, что эта дискуссия не может принести современной России ничего, кроме вреда. Я так же, как Владимир Путин, против выноса тела Ленина из мавзолея в тот момент, когда против этого выступает одна из крупнейших политических партий и сочувствующие ей сотни и сотни тысяч россиян. Мне кажется, что более плодотворной была бы любая другая идея, которая соединила бы распадающееся российское общество. Например, идея модернизации. Кстати, такие модернизационные мероприятия Ленина, как план электрификации и новая экономическая политика, были достаточно успешны, чтобы не вносить Ленина, а вместе с ним и целые поколения россиян в список исторических неудачников.

Здесь невозможно не вспомнить пример Китая, в недавней истории которого была не менее одиозная личность: Мао. Он и его эксперименты также неоднозначно оцениваются как в внутри страны, так и за рубежом. И об этом в свое время было сказано на одном из съездов КПК, как на нашем ХХ съезде о Сталине. И все. А попытки развернуть широкие дискуссии на эту тему пресекаются на корню. В том числе и это обстоятельство позволяет КНР успешно решать другие не менее важные задачи современного развития, в частности, резко повышать уровень жизни народа.

Тех, кто пытается очернить Ленина, хочется спросить, а почему они с такой же яростью не вспоминают о жестокостях Петра Первого, которого у нас чтут? Отнюдь не для того, чтобы вступать в дискуссию, хочу заметить: выдающегося реформатора не бывает без репрессий. Или так уж однозначны преобразователи образца 1991 года? Конечно, им невозможно вменить даже сотой части прегрешений вождей. Они не вешали и не казнили, но от того, что сделали и как сделали, нам до сих пор икается. Но и это – дело уже практически прошлое. Или давайте и над ними учиним суд истории и перегрыземся окончательно на радость недругам? Мало нам скандалов вокруг православия, раздирающих общество?

Затевая дискуссию о выносе Ленина из мавзолея, надо иметь в виду, что эту личность из отечественной и мировой истории не изъять. Вынос тела ничего конструктивного в наше мироощущение не привнесет и общественного согласия не добавит. Маниакально добиваясь всеобщего осуждения вождя, мы вольно или невольно хотим прилепить еще одно клеймо к многострадальной российской истории. А хотелось бы ее любить или, по крайней мере, уважать. Все-таки, как ни крути, это история великой державы и великого народа.

Источник: Михаил МОРОЗОВ Темы: Ленина Иисус


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.