10 сентября 2012, 13:30, Любовь ЛЕБЕДИНА

Заблудились в «Дядюшкином сне»

До того, как я посмотрела в БДТ «Дядюшкин сон» с участием Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили, – мне казалось, что Федор Михайлович Достоевский всего лишь развлекается, высмеивая мещанский быт и сопутствующие ему пороки.

Заблудились в «Дядюшкином сне»

Но режиссер спектакля Темур Чхеидзе и актеры переубедили меня. За фасадом пошлости и лицемерия они увидели и показали: жертвенность и корыстолюбие, красоту нежного сердца и несбыточную мечту начать все сначала. Поэтому не случайно возникает вопрос, продиктованный сюжетом: амнезия – это наказание для старого князя или спасение, поскольку теперь, путаясь в прошлом и настоящем, он может жить в параллельном мире, и деньги для него неважны. В то время как другие устраивают охоту на его наследство, и среди них обаятельная хищница Марья Александровна, решившая женить впавшего в детство безумца на своей дочери.

Примерно в этом же ключе профукавшего жизнь мечтателя создает свой образ и Владимир Андреев на сцене Театра имени Ермоловой в спектакле «Мордасовские страсти», где название заштатного городка вынесено в заголовок, и никакого сочувствия к его обитателям нет, так как они давно перешагнули черту дозволенного. Если в двух предыдущих спектаклях главный акцент был сделан на князе, ибо он не только жертва, но и последний осколок уходящей культуры, то в постановке Театра имени Маяковского режиссер Екатерина Гранитова выводит на первый план интриганку Марью Александровну Москалеву в исполнении Ольги Прокофьевой, хорошо известной зрителям по телесериалам. А князя представляет в виде пешки, этакой размалеванной куклы или «овоща», это уж как кому понравится, на инвалидной коляске. Спрашивается, возможна ли такая трактовка? – Вполне, если бы ей не мешали «мелочи» и одно не противоречило другому. Во-первых, в коляске сидит вполне здоровый мужчина, на котором еще можно «воду возить». Поэтому непонятно: он симулирует болезнь или не так уж дряхл, как написано у автора. В этом случае Игорь Марычев может изображать старческую немощь, а может и не изображать… Но тогда надо дополнительно объяснять, почему в его голове мысли путаются? Оттого, что глуп? Или у него своя игра – разоблачать притворщиков, желающих ему не добра, а смерти после свадьбы. Это один из главных проколов спектакля. Вместе с тем Игорь Марычев, понимая, что поведение его персонажа должно быть неадекватным, все силы бросает на изображение растерянного клоуна, но сострадания к нему почему-то не возникает. А впрочем, чего можно требовать от артиста, если это не было заложено режиссером.

Зато госпожа Москалева в красном платье предстает разными гранями своего необузданного характера. Оказывается, первая дама Мордасова, умеющая скрывать свою бедность и глупость мужа, отосланного в деревню к курам, способна прятать концы в воду, связанные со скандальным романом своей дочери и чахоточного учителя. Дальше – больше: в объяснении с дочерью она неожиданно превращается в страдающую русскую бабу, которую надо пожалеть, потому что низость подлости оправдывается любящим материнским сердцем. Поворот на сто восемьдесят градусов в поведении Москалевой смотрится ненужным довеском к детективной истории и уводит куда-то в сторону от стремительного темпоритма якобы современного китча с вкраплениями музыкальных номеров. Зачем? – Непонятно. Может быть, для того, чтобы зрители не заскучали и, не дай Бог, не заснули, а может быть, ради режиссерской находки – четырех арф, символизирующих струны человеческой души, перестающих «петь», если человек видит только выгоду.

Идея неплохая, и в основном она реализуется в оформлении художника Елены Ярочкиной. Фасад обветшалого дома Москалевой поделен на нижнюю часть затрапезных жилых комнат и верхнюю – в виде чердака, где в кучу свалены старые стулья, кресла, ржавые корыта. Именно сюда забирается бедная родственница Настасья Петровна (актриса Наталья Щербакова), чтобы подслушать секретные планы перехвата безумного князя, а после отомстить горделивой хозяйке вместе с отвергнутым женихом Мозгляковым в исполнении Александра Алябьева. К сожалению, прошедшего бледной тенью на фоне темпераментной Ольги Прокофьевой, хотя в пьесе этот персонаж весьма интересный тип, у которого «от любви до ненависти один шаг». Увы, не случилось, не заинтриговало.

Думаю, «замес» был слабый. Гранитова понадеялась на злободневность темы, созвучной сегодняшнему дню, когда любая подлость оправдывается подлой жизнью, которую не переменить. Надо только уметь приспособиться. Но какая бы не была злободневная тема, вы уж меня извините, сама по себе не сыграет, ежели господа артисты не разыграют ее по своим нотам, а режиссер не заблудится в трех соснах.



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее изобразительных искусств. "Декабрьские вечера" в Пушкинском музее изобразительных искусств.

Вот уже 40 лет в Пушкинском музее проходят "Декабрьские вечера", объединяющие в единое целое музыку, живопись, поэзию. В этом году они посвящены Святославу Рихтеру, а художественным руководителем вечеров стал Юрий Башмет.

Спорт В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА

В Кремле сожалеют о том, что комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) предложил отстранить Россию от международных соревнований, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.