11 сентября 2012, 17:56, Станислав Козак

Реформа экономического законодательства

О том, над чем предстоит поработать в осеннюю сессию депутатам высшего законодательного органа, в интервью ТПП-Информ рассказывает депутат Государственной Думы Евгений Федоров.

Реформа экономического законодательства

– В ходе весенней сессии в первом чтении был рассмотрен закон о федеральной контрактной системе. Он важен хотя бы в силу того, что общий объем госзакупок, включая заказ государственных компаний, составляет около полутора десятков триллионов рублей. Как вы относитесь к этому законопроекту?

– Это очень большой и системный закон. В него заложены десятки законов по объему, подходам, отраслевой направленности, детализации. Это такой кодекс о госзакупках. Понятно, что этот вопрос давно назрел, и мы видим, что нынешняя система госзакупок у нас работает плохо. С одной стороны, она недостаточно хорошо обеспечивает декларируемую поддержку малого и среднего бизнеса, национального бизнеса как такового. И система госзакупок пока тоже не работает в национальном ключе. Это первая проблема, которую мы надеемся хотя бы частично решить введением федеральной контрактной системы.

Кроме того, мы стремимся с ее введением повысить эффективность системы производства, снизить коррупционные компоненты в госзакупках, повысить удобство госзаказа для поставщиков, то есть для российского бизнеса. Есть целый ряд сервисных вопросов, которые заложены в этом законе. И ключ к этому закону – федеральная контрактная система.

– Как вы оцениваете перспективы принятия этого закона?

– Я думаю, он будет идти тяжело. Не исключаю, что мы не успеем принять его за эту сессию. Но надеюсь, что, может быть, в конце ее выйдем на решение. По сути, мы только начали с ним работу.

И еще хочу сказать о Гражданском кодексе, с которым Госдума сейчас работает. Тоже ключевой момент, настоящая конституция в экономике, тоже огромное количество поправок, и дело не очень легко движется вперед. Но надеюсь, что в ходе этой сессии мы справимся с этими документами.

– Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Понятно, что по первым неделям и даже по первым месяцам делать какие-то общие выводы рано. Но хотелось бы узнать, насколько законодатели готовы оперативно менять наши законы, чтобы усилить позитивные моменты этого решения и снизить негативные?

– Во-первых, нужно иметь в виду то, что фактически мы в ВТО вступили не в августе 2012 года, а после выхода указа Бориса Ельцина о свободе торговли. В чем суть ВТО? Это обмен рынками. То есть я вам разрешаю продавать товары на моем рынке, а взамен вы мне разрешаете продавать товары на вашем. ВТО обеспечивает механизм, правила взаимного выхода на рынки. Я бы сказал, что проблема России заключается в том, что двадцать лет тому назад она по политическим соображениям открыла свой рынок, ничего не требуя взамен. Политически это называется – «сдалась».

Представьте себе такую ситуацию: вы ведете переговоры, хотите обменять свой товар на товар партнера. Но еще до переговоров вы свой товар отдаете ему просто так. И говорите: «А теперь давайте договариваться». Как, собственно говоря, другая сторона после этого будет себя с вами вести? Партнеру переговоры уже просто не нужны.

Так и тут получилось. Наш рынок открыт. По факту больше половины товаров – импортные. И с точки зрения масштабов обмена нашим зарубежным партнерам от нас уже ничего особенно и не нужно. Поэтому с учетом таких исходных позиций работу переговорной команды можно оценить высшим баллом. Потому что, по большому счету, не имея, что предложить на обмен, они, говоря по-простому, занудством получили что-то. Во всяком случае, мы сейчас можем включать общемировые торговые инструменты для поддержки нашего экспорта. Сейчас мы можем пользоваться и мировой хозяйственно-судебной системой, разбираться с демпингом и т. п. Поэтому российские переговорщики смогли на пустом месте хоть что-то выиграть для страны.

На мой взгляд, это большой плюс, что мы оформили юридическими договоренностями наши права за рубежом в обмен на предоставление прав иностранным компаниям в России. И сам по себе этот акт – победа. Он развязывает нам руки, чтобы жестче отстаивать национальные интересы. Потому что теперь мы оказались обладателями равных с другими странами прав и можем с ними на равных конкурировать. В том числе поддерживать российское производство, развивать инфраструктуру, покупать передовые технологии.

Более того, если мы вышли на равную конкуренцию, теперь уже формально, нам нужно ставить российский бизнес в равные условия с зарубежным. Скажем, может европейская компания получать кредит под 4% – значит и у российских компаний должна быть такая же возможность.

– Но это уже зависит от российских банков?

– Да. Но они дают кредит под 15%. И у нас, к сожалению, именно так отлажена система кредитования. А во главе этой системы кредитования стоит Центробанк, который не только сам устанавливает высокие ставки – около 7% – для наших коммерческих банков. Он там вводит систему залога в четыре раза более жесткую, чем в Европе. Но это же все сказывается на стоимости кредита, рисках и на всем остальном. И Центробанк практически каждый месяц выпускает новые инструкции, еще больше ужесточающие эти схемы. Т. е. фактически ЦБ требует у банков: «Даже если вам я даю кредит под семь процентов, не вздумайте давать дальше под восемь, а давайте под пятнадцать – двадцать». А хочу напомнить, что в отношении коммерческих банков наш Центробанк имеет распорядительные права. Его нормативы обязательны к исполнению. Но по сути это запретительные ставки. И если рядом есть Европа со своими ставками кредитования, скажем, в пять процентов, то куда устремится бизнес? В результате у нас запускается механизм экспорта капитала и экспорта капиталистов.

– В чем, по-вашему, заключается выход из этой ситуации?

– Эту систему надо менять. Но при смене могут возникнуть значительные риски. Поэтому мы исходим из того, что переход должен быть достаточно плавным и последовательным. И в предложенном нами законе о Центральном банке каких-то очень острых вещей нет. Мы не пытаемся отнять у него банковские рычаги влияния, а просто считаем, что методику работы должно формировать правительство, которое теснее связано с реальной экономикой. А контрольный механизм как был, так и остается у Центробанка.

Но, в общем, мы понимаем, что менять надо все экономическое законодательство. Может быть, просто подкорректировать, но работать с ним надо. Это позволит реализовать самые амбициозные задачи. И сделать это системно, а не в режиме ручного управления.

Мы должны менять принципы управления и в плане формирования экономики инновационного типа. То есть у нас должен появиться научный бизнес, которого пока нет. У нас доля малого бизнеса в экономике должна возрасти с 15 до по меньшей мере 50%.

Кстати, наш закон о ЦБ позволяет выйти и на этот показатель. Потому что если у вас есть возможность доступа к четырехпроцентному кредиту, у вас есть возможность развития. А ручной режим управления на малый бизнес нельзя распространить по определению. Не пойдет индивидуальный предприниматель к министру, чтобы договориться об особых условиях кредита в банке с государственным участием, как это может сделать руководитель крупной корпорации. Поэтому если будет установлена общая планка для кредита под разумные проценты, да еще государство поможет малому бизнесу, тут и возникнет база для развития.

Поэтому надо запустить все механизмы системной поддержки национального, и в первую очередь малого, бизнеса. Дальше – это поддержка научного малого бизнеса, создание рынка технологий, создание новых институтов. И все это чисто политические вопросы.

На нашем сайте доступна полная видеозапись беседы с Евгением Федоровым.

Источник: ТПП-Информ Темы: ТПП-Информ

Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.