11 сентября 2012, 17:56, Станислав Козак

Реформа экономического законодательства

О том, над чем предстоит поработать в осеннюю сессию депутатам высшего законодательного органа, в интервью ТПП-Информ рассказывает депутат Государственной Думы Евгений Федоров.

Реформа экономического законодательства

– В ходе весенней сессии в первом чтении был рассмотрен закон о федеральной контрактной системе. Он важен хотя бы в силу того, что общий объем госзакупок, включая заказ государственных компаний, составляет около полутора десятков триллионов рублей. Как вы относитесь к этому законопроекту?

– Это очень большой и системный закон. В него заложены десятки законов по объему, подходам, отраслевой направленности, детализации. Это такой кодекс о госзакупках. Понятно, что этот вопрос давно назрел, и мы видим, что нынешняя система госзакупок у нас работает плохо. С одной стороны, она недостаточно хорошо обеспечивает декларируемую поддержку малого и среднего бизнеса, национального бизнеса как такового. И система госзакупок пока тоже не работает в национальном ключе. Это первая проблема, которую мы надеемся хотя бы частично решить введением федеральной контрактной системы.

Кроме того, мы стремимся с ее введением повысить эффективность системы производства, снизить коррупционные компоненты в госзакупках, повысить удобство госзаказа для поставщиков, то есть для российского бизнеса. Есть целый ряд сервисных вопросов, которые заложены в этом законе. И ключ к этому закону – федеральная контрактная система.

– Как вы оцениваете перспективы принятия этого закона?

– Я думаю, он будет идти тяжело. Не исключаю, что мы не успеем принять его за эту сессию. Но надеюсь, что, может быть, в конце ее выйдем на решение. По сути, мы только начали с ним работу.

И еще хочу сказать о Гражданском кодексе, с которым Госдума сейчас работает. Тоже ключевой момент, настоящая конституция в экономике, тоже огромное количество поправок, и дело не очень легко движется вперед. Но надеюсь, что в ходе этой сессии мы справимся с этими документами.

– Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Понятно, что по первым неделям и даже по первым месяцам делать какие-то общие выводы рано. Но хотелось бы узнать, насколько законодатели готовы оперативно менять наши законы, чтобы усилить позитивные моменты этого решения и снизить негативные?

– Во-первых, нужно иметь в виду то, что фактически мы в ВТО вступили не в августе 2012 года, а после выхода указа Бориса Ельцина о свободе торговли. В чем суть ВТО? Это обмен рынками. То есть я вам разрешаю продавать товары на моем рынке, а взамен вы мне разрешаете продавать товары на вашем. ВТО обеспечивает механизм, правила взаимного выхода на рынки. Я бы сказал, что проблема России заключается в том, что двадцать лет тому назад она по политическим соображениям открыла свой рынок, ничего не требуя взамен. Политически это называется – «сдалась».

Представьте себе такую ситуацию: вы ведете переговоры, хотите обменять свой товар на товар партнера. Но еще до переговоров вы свой товар отдаете ему просто так. И говорите: «А теперь давайте договариваться». Как, собственно говоря, другая сторона после этого будет себя с вами вести? Партнеру переговоры уже просто не нужны.

Так и тут получилось. Наш рынок открыт. По факту больше половины товаров – импортные. И с точки зрения масштабов обмена нашим зарубежным партнерам от нас уже ничего особенно и не нужно. Поэтому с учетом таких исходных позиций работу переговорной команды можно оценить высшим баллом. Потому что, по большому счету, не имея, что предложить на обмен, они, говоря по-простому, занудством получили что-то. Во всяком случае, мы сейчас можем включать общемировые торговые инструменты для поддержки нашего экспорта. Сейчас мы можем пользоваться и мировой хозяйственно-судебной системой, разбираться с демпингом и т. п. Поэтому российские переговорщики смогли на пустом месте хоть что-то выиграть для страны.

На мой взгляд, это большой плюс, что мы оформили юридическими договоренностями наши права за рубежом в обмен на предоставление прав иностранным компаниям в России. И сам по себе этот акт – победа. Он развязывает нам руки, чтобы жестче отстаивать национальные интересы. Потому что теперь мы оказались обладателями равных с другими странами прав и можем с ними на равных конкурировать. В том числе поддерживать российское производство, развивать инфраструктуру, покупать передовые технологии.

Более того, если мы вышли на равную конкуренцию, теперь уже формально, нам нужно ставить российский бизнес в равные условия с зарубежным. Скажем, может европейская компания получать кредит под 4% – значит и у российских компаний должна быть такая же возможность.

– Но это уже зависит от российских банков?

– Да. Но они дают кредит под 15%. И у нас, к сожалению, именно так отлажена система кредитования. А во главе этой системы кредитования стоит Центробанк, который не только сам устанавливает высокие ставки – около 7% – для наших коммерческих банков. Он там вводит систему залога в четыре раза более жесткую, чем в Европе. Но это же все сказывается на стоимости кредита, рисках и на всем остальном. И Центробанк практически каждый месяц выпускает новые инструкции, еще больше ужесточающие эти схемы. Т. е. фактически ЦБ требует у банков: «Даже если вам я даю кредит под семь процентов, не вздумайте давать дальше под восемь, а давайте под пятнадцать – двадцать». А хочу напомнить, что в отношении коммерческих банков наш Центробанк имеет распорядительные права. Его нормативы обязательны к исполнению. Но по сути это запретительные ставки. И если рядом есть Европа со своими ставками кредитования, скажем, в пять процентов, то куда устремится бизнес? В результате у нас запускается механизм экспорта капитала и экспорта капиталистов.

– В чем, по-вашему, заключается выход из этой ситуации?

– Эту систему надо менять. Но при смене могут возникнуть значительные риски. Поэтому мы исходим из того, что переход должен быть достаточно плавным и последовательным. И в предложенном нами законе о Центральном банке каких-то очень острых вещей нет. Мы не пытаемся отнять у него банковские рычаги влияния, а просто считаем, что методику работы должно формировать правительство, которое теснее связано с реальной экономикой. А контрольный механизм как был, так и остается у Центробанка.

Но, в общем, мы понимаем, что менять надо все экономическое законодательство. Может быть, просто подкорректировать, но работать с ним надо. Это позволит реализовать самые амбициозные задачи. И сделать это системно, а не в режиме ручного управления.

Мы должны менять принципы управления и в плане формирования экономики инновационного типа. То есть у нас должен появиться научный бизнес, которого пока нет. У нас доля малого бизнеса в экономике должна возрасти с 15 до по меньшей мере 50%.

Кстати, наш закон о ЦБ позволяет выйти и на этот показатель. Потому что если у вас есть возможность доступа к четырехпроцентному кредиту, у вас есть возможность развития. А ручной режим управления на малый бизнес нельзя распространить по определению. Не пойдет индивидуальный предприниматель к министру, чтобы договориться об особых условиях кредита в банке с государственным участием, как это может сделать руководитель крупной корпорации. Поэтому если будет установлена общая планка для кредита под разумные проценты, да еще государство поможет малому бизнесу, тут и возникнет база для развития.

Поэтому надо запустить все механизмы системной поддержки национального, и в первую очередь малого, бизнеса. Дальше – это поддержка научного малого бизнеса, создание рынка технологий, создание новых институтов. И все это чисто политические вопросы.

На нашем сайте доступна полная видеозапись беседы с Евгением Федоровым.

Источник: ТПП-Информ Темы: ТПП-Информ

В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.