12 сентября 2012, 15:30, Геннадий ДЕМИН

Актеры заявляют о своих правах

Провожая в последний путь создателя «Мастерской П. Фоменко», многие выступавшие на панихиде говорили, что эта горестная потеря пришлась на очень трудный период в жизни российского театра. Успел ли Мастер, всегда чутко следивший за со

Актеры заявляют о своих правах

Основные этапы громкого конфликта: после собрания по поводу открытия сезона художественного руководителя Сергея Яшина вызвали в столичный Департамент культуры и предложили положить на стол заявление об уходе. На следующий день глава департамента приехал в театр, захватив с собой нового директора и худрука Кирилла Серебренникова, который с труппой не захотел встречаться.

Начальник департамента объявил коллективу о скором «переформатировании» театра. Пока же надо доигрывать репертуар, который уже в октябре будет снят, а здание поставлено на ремонт. Ошеломленные артисты написали Открытое письмо, в котором заявили о «рейдерском захвате» и намеренном разрушении театра.

Дальше началось противоборство: в прессе и Интернете появились выступления и за труппу, и за нового худрука. Актеры, в свою очередь, разрабатывали разные формы протеста – прощание со зрителем, минута молчания перед началом представления, обращение к профсоюзам… И вот «протестанты» решились на новый этап противостояния. Они собрались выйти на улицу, чтобы сорвать планы «уничтожения русского психологического театра». Новый директор, который ранее запрещал все акции внутри театра, дал разрешение провести встречу с журналистами в фойе – около бюста Николая Васильевича Гоголя.

Новый всплеск эмоций вызван тем, что директор Малобродский стал по одному приглашать в свой кабинет артистов и – «в мягкой, очень мягкой форме» – предлагал задуматься над собственной судьбой. Пока есть время, но никому не грозил увольнением. После таких бесед актерам трудно было выходить на сцену…

На сей раз их выступления перед прессой были более четкими и рациональными. Они считают: во-первых, отменить приказы о новом руководстве, во-вторых, продолжить нормальное функционирование театра – выпускать премьеры, играть текущий репертуар, если надо – арендовать иные площадки. Наконец, объявить открытый конкурс на замещение должности художественного руководителя, при этом учитывая мнение труппы.

Вопрос только, будет ли востребована справедливость? Само назначение худрука, который начнет работу только через два месяца – до того он выпускает спектакль за границей, – вызывает недоумение. Как же сможет Серебренников, который совершенно не знает актеров, решить, кого надо оставить? С одной из актрис – Юлией Авшаровой, вообще анекдот: она недавно пришла в труппу, успела лишь отрепетировать в новой премьере, которую так и не смогли выпустить. Новый директор распорядился не пускать в театр постановщика Яшина. Как в этом случае оценить ее творческий потенциал?

Впрочем, руководитель Департамента по культуре тоже не смотрел спектакли гоголевцев, но поверил в магическую силу Серебренникова, в том числе в кинематографе. Но на Венецианском кинофестивале, где Россию представлял фильм, снятый новым худруком, киноленту приняли более чем прохладно. И снова непонятно: почему нужна такая лихорадочная спешка? Ведь недавние смены лидеров – в театрах Маяковского, Ермоловой – происходили довольно мирно. Департамент приводит несколько причин: тут и низкая посещаемость, и невысокое качество репертуара, и отсутствие гастролей. Гоголевцы убеждены в другом – здание театра недалеко от «Винзавода», где у Серебренникова уже есть своя база, куда можно дойти за десять минут.

Для чего же потребовалась «дымовая завеса ремонта»? Остается всего пара недель до его начала, а никаких документов – ни смет, ни договоров с подрядчиками нет. И почему нельзя вести этот таинственный ремонт частями, (как сейчас поступает Малый театр), тоже неизвестно. Департамент обещал договориться о площадках, где выступала бы труппа во время ремонта, но директор никаких переговоров об аренде не ведет. Актеру Олегу Гущину пришлось чуть ли не силой удерживать его у микрофона, требуя вразумительного ответа.

Ситуация критическая. Глава Союза театральных деятелей Александр Калягин напомнил новым руководителям, что актеры находятся под защитой не только трудовых соглашений, но и профессионального объединения. А Серебренников присылает труппе письмо, в котором призывает к миру, любви и гармонии, без которых, по его мнению, невозможно творчество. Письмо зачитывают под громкий смех собравшихся – мимикрия автора, который до того обещал: «Да я их всех уволю!», не вызывает сомнений.


Политика План интеграции России и Белоруссии могут утвердить к восьмому декабря План интеграции России и Белоруссии могут утвердить к восьмому декабря

Владимир Путин и Александр Лукашенко могут уже до восьмого декабря утвердить программу интеграции двух стран, сообщил белорусский посол, спецпредставитель по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства Владимир Семашко.

Экономика Россия в июле снизила вложения в госдолг США на 2,35 миллиарда долларов Россия в июле снизила вложения в госдолг США на 2,35 миллиарда долларов

Россия продолжила сокращать вложения в государственные ценные бумаги США, снизив их уровень в июле до 8,5 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского Минфина.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.