14 сентября 2012, 11:51, Ирина ИДЕЛЬЧИК

ГЕРОИ СПОРТА: ОНА ПРИРУЧИЛА НЕБО

Снобы считают, что женщина за рулем – уже как минимум недоразумение. А женщина за штурвалом самолета?! Елена Климович завоевала десятки титулов по самолетному спорту как в России, так и за рубежом. Как она приручала небо, Елена рассказала

ГЕРОИ СПОРТА: ОНА ПРИРУЧИЛА НЕБО

– Женщина-летчик – это выходит за рамки привычных стереотипов. Елена, как вы увлеклись самолетным спортом?

– Желание летать появилось еще в детстве. Тогда, действительно, стереотипы были очень устоявшимися: поступить в летное училище возможности у меня не было, и аэроклуб был единственным способом попробовать себя в летной деятельности. Ну а дальше… Авиация – это одно из тех занятий, которое если ты попробовал и тебе понравилось, то отказаться от этого уже не сможешь.

– Вы помните, как впервые пришли на аэродром?

– Я пришла в аэроклуб, после того как окончила первый курс института. До того как попасть на аэродром, мы проходили теоретические занятия. Ты приходишь в аэроклуб, говоришь: «Я хочу летать!» Тебе говорят: «Проходи медкомиссию, теоретические занятия, сдавай зачет, а потом мы посмотрим, будешь ты летать или нет».

– А в институте вы учились по какой специальности?

– Я оканчивала Московское высшее техническое училище имени Баумана.

– Вы пришли в аэроклуб после 1-го курса, а со скольких лет обычно начинают заниматься авиационными видами спорта?

– В то время, когда я начинала, можно было начать заниматься с 18 до 23 лет. Сейчас эти рамки расширены: можно заниматься с 17 лет самолетным спортом, парашютным, по-моему, с 15 можно, а верхнего предела вообще нет – все зависит от здоровья человека.

– Тяжело управлять самолетом? Женщине, наверное, это дается сложнее?

– Я не могу сказать, тяжелее или легче женщине управлять самолетом, потому что нагрузки воздух и самолет выдают одинаковые – что мужчине, что женщине. А хватает у тебя сил с этим справляться или нет, зависит от конкретного человека, иные мужчины бывают слабее женщин…

Вообще современные самолеты достаточно легки в управлении: ими можно управлять и мужчинам, и женщинам – ограничений нет, да и программы у нас одинаковые. Нагрузки, которые возникают при выполнении пилотажа, достаточно высоки, но если тренируешься постоянно, организм привыкает, нагрузки переносятся легче. Это все тренируемо. Опять же, от летчика зависит, какую нагрузку он задаст себе и самолету.

– Вы помните свой первый подъем в воздух? Какие это ощущения?

– Наверное, не столько первый полет, сколько первый штопор. Самые неизгладимые впечатления остались от выполнения первого штопора, который был сделан по инструкции, с инструктором, но… само ощущение от этой фигуры осталось. А еще незабываемые ощущения от первого самостоятельного полета, когда летишь и наконец понимаешь, что это не инструктор тебе все это время не давал пилотировать, за ручку дергал, а воздух. В кабине никого кроме тебя нет, а что-то происходит.

– Сколько нужно пролетать с инструктором, чтобы тебя выпустили в воздух одного?

– Обычно 10–12 часов хватает для того, чтобы спортсмен был готов вылететь самостоятельно.

– Воздух – ваша стихия или уже привыч-ка? Адреналин от полета фонтанирует в кровь?

– В принципе, любое спортивное действие вызывает приток адреналина. Просто на разных этапах ставятся разные задачи. Самый первый полет – это ознакомление: а что в воздухе вообще происходит? Первый самостоятельный полет вызывает другие эмоции: ты наконец-то поверил, что сам управляешь самолетом, потому что до этого в кабине сидел инструктор, на которого ты все равно надеялся и с которым до конца не понимал, сам ли ты пилотируешь. Потом появляются новые задачи: обучение новым фигурам, их выполнение, отработка. На каком-то этапе развития тренировок становится недостаточно – хочется поучаствовать в соревнованиях, чтобы посмотреть, а насколько ты летаешь лучше или хуже других, хочется показать зрителям, насколько красив полет. В авиаспорте задачи постоянно совершенствуются и ты не стоишь на месте.

– Какая ваша любимая фигура?

– Не могу ответить на такой вопрос… В фристайле есть очень много фигур с интересными названиями, например «абракадабра», а есть что-то, что и не знаешь, как назвать… Всегда хочется сделать что-то оригинальное, то, чего другие не делают, то, что понравилось бы зрителям… Так вот, эти фигуры фристайла, наверное, наиболее интересны.

– У меня захватывает дух, когда выключается двигатель и самолет в вертикальном положении летит вниз…

– Двигатель не отключается ни на одной из фигур. Газ убирается до минимума, но двигатель тем не менее работает. Иногда самолет доходит до нулевой точки и начинает скольжение на хвост.

– Часто авиаспорт – семейное дело. А у вас?

– Мои родители не летают, детей у меня нет, поэтому династии не получается. Но, как я уже говорила, если человек приходит в авиацию, то отказаться от неба уже трудно. Поэтому, наверное, и есть преемственность в этом виде спорта – эта «зараза» передается от родителей к детям.

– В самолетном спорте часто случаются аварии?

– Нет, не часто. Все зависит от того, насколько подготовлена техника, насколько подготовлен летчик. Летать гораздо менее рискованно, чем переходить Тверскую.

– Во многих видах спорта снаряжение у спортсмена должно быть свое – обкатанное, объезженное, как зубная щетка. А как быть с самолетом?

– С самолетом так же. У нас, конечно, нет возможности иметь персональные самолеты – это слишком дорого, но тем не менее настройка самолета под себя или себя под самолет присутствует. У команды есть несколько самолетов, и перед соревнованиями на каждом самолете тренируется определенный экипаж: они подстраивают самолет так, чтобы это всех устраивало, привыкают к нему. Самолеты, как и люди, имеют свой характер: те же фиксации, штопорные вращения каждый самолет выполняет чуть-чуть по-другому, поэтому к самолету надо привыкнуть, осуществить эту тонкую настройку между собой и самолетом.

– Если вы управляете самолетом, наверняка водить машину для вас – раз плюнуть?

– Нельзя так легко и непринужденно говорить, что если я летчик, то мне море по колено. Водить машину я стала гораздо позже, чем начала летать. Могу сказать, что полеты помогают вождению машины, как и вождение машины помогает полету.

– То есть на дороге вы не экстремал?

– Я люблю хорошо погонять, но создавать аварийную обстановку не буду и другим не советую. Вести себя по-хамски на дороге и создавать неприятные ситуации – это не делает чести тому, кто хорошо управляет машиной. Для любителей гонок и экстремального вождения есть специальные курсы, трассы, соревнования. Этим людям гораздо интереснее попробовать себя там.

– Вы привыкли управлять самолетом сами. А во время полетов на пассажирских лайнерах не нервничаете? Не хочется пойти в кабину пилота и взяться за штурвал?

– Нет. Наверное, мы, летчики, чувствуем какие-то вещи, которые не чувствуют другие пассажиры – не всегда это хорошо, иногда лучше бы не чувствовать, – но там работают профессионалы, которые занимаются своим делом. А мы своим делом занимаемся.

– Какое ваше спортивное достижение для вас самое дорогое?

– Наверное, самое дорогое и важное для меня то, что я член сборной команды России. У нас замечательная команда, которая живет одной семьей, в которой мы помогаем друг другу. Мы готовимся к соревнованиям вместе, а не каждый сам по себе.

– А в жизни мужчины не пугаются женщины-летчика?

– Это надо у них спросить. Мои ближайшие друзья знают о наших достижениях, переживают за нас. Они довольны и рады.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Елена КЛИМОВИЧ

Заслуженный мастер спорта России (самолетный спорт, 1993).

Абсолютная чемпионка СССР (1991), России (1996, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004).

Чемпионка и призер чемпионатов мира (1988, 1990, 1992, 1994, 1996, 2000, 2001, 2003, 2005), Европы (1989, 1991, 1993, 1997, 1999, 2002, 2004, 2006), России (1996, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004).

Победитель Кубка Егорова (1999, 2002).

Призер международных соревнований социалистических стран (1988), Кубка Мира Breitling (1993, 1994, 1995), Кубка Чкалова (1997).

Победитель в командном зачете и серебряный призер в личном зачете Первых всемирных авиационных игр (1997), бронзовый призер II Всемирных воздушных игр (2001) по высшему пилотажу на поршневых самолетах.

Обладатель Кубка Бетти Скелтон (США, 1990), Кубка Аероспейс Гудрич (США, 2002).

Проект реализован при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям


Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски" Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски"

Форс мажор "Роман-на – дому" был запущен с момента начала карантина в столице. Предложенный театром флешмоб "Когда мы снимем маски", это своего рода вполне реальный проект, заточенный на благодарности всем медицинским работникам, сражающимся со смертельным вирусом KOVID – 19 и спасающим жизни тысяч людей.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.